14.06.2024

Военный костюм: Рыцарский упелянд, 1380-1410

25.03.2010 Nadin

    Всё это, наверное, пагубное влияние куртуазной литературы, песен менестрелей, на которых выросло целое поколение рыцарей, мечтающих о славе и подвигах — вообщем так или иначе, но на указанный период мы очень часто встречаем в изобразительных источниках красивые упелянды из дорогой ткани, надетые под доспех, или сверху него – какая разница – один бой и кадарму можно только выбросить потому как она вся будет разорвана в клочья, испачкана пылью и кровью и абсолютно не приспособлена для дальнейшего использования.

     Впрочем, вполне может быть, что это вопиющее отсутствие экономии было показным. То есть художники изображали сюзеренов в парадно-выходных одежках, а на самом деле воевали они не такими красивыми.

   С другой стороны, если рассудить с точки зрения, что каждый бой мог оказаться для рыцаря последним, вполне возможно, и правда одевались так празднично по принципу «а когда, если не сейчас?».

     Опять же — ну не солидно как-то, ей Богу, если вражеские командиры перещеголяют тебя нарядами. Так, неровен час и авторитета войска лишиться можно. Простой люд, он ведь как рассуждает, кто лучше одет – тот и заплатит больше, в смысле тот и круче…

   И не важно, что метр шёлка стоил как килограмм золота. На такое-то дело, ради войны и победы, пожалуй, можно было крестьянчегам затянуть пояса потуже, заплатить лишний раз налог – словом, скинуться всем миром на упелянд своему феодалу — лишь бы только он был не хуже соседского.

    Дорогие рыцарские упелянды шили не только из шелка, но и из парчи, бархата, дорогих льняных тканей изумительной выделки, из тонкого сукна. Иногда на них были вытканы диковинные узоры, пришиты гербовые аппликации. По всякому украшали шикарные, мешковидные рукава: вышивкой, фестонами.

    В такой роскоши ты мигом приметишь «непростого человека», и если уж доведется его победить на поле боя и в плен захватить, то знай – в твои руки попал удачный лотерейный билет, который обеспечит тебе и твоим потомкам безбедное существование на протяжении многих-многих лет.

     Выходит, что кроме понтов, парадно-выходной упелянд, надеваемый под доспех, служил для опознавания в суматохе битвы знатных сеньоров, которых было желательно не убивать на войне, и эта защита, замешанная на простом, экономическом интересе, пожалуй, будет покрепче бронежилета – она почти гарантия неприкосновенности, во всяком случае в христианском мире. У мусульман ,правда, может не сработать, но там и ставки побольше, чем в локальном конфликте.

    Плюс: если у тебя из-под доспеха свисают рукава не как у всех, а большие, длинные и красивые – значит тебя всегда признают и отличат в толпе свои. Может, на помощь придут в жаркой переделке, может, наоборот, вдохновятся от вида твоих подвигов и сами сделают смертельное «додавить»? Ведь любому понятно, раз уж ты надел модный упелянд – значит, ты командир, за тебя будут биться и за тобой пойдут вперед.

    До наших дней дошло огромное количество надгробий рыцарей, из-под кирас и надгрудников которых видны широкие, длинные рукава упеляндов. По всей видимости мода эта появилась в 80-х годах 14 века, а к 1405-20-м годам стала всеобщей.

P/S/Спасибо за картинки Джексону.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Котдармы | 6 комментариев »

6 комментариев

  1. Selena пишет:

    Леночка, все классно, но я опять буду вредничать: у большинства (таких интересных!) изображений нет подписи! Жадность — плохое качество 😆

  2. Roman пишет:

    Приятная подборочка…

  3. Bogoljubov пишет:

    а можно себе в блог Вашу статью скопировать? =)

  4. Nadin пишет:

    1.,2. что-то очень знакомоме и французское, не помню
    3.Давид и Голиаф, 1405
    4.Фрагмент Тржебоньского алтаря (http://citadelblog.ru/volchi-rebra/), 1380
    5.подписана
    6.1398-1400 настенное изображение в Sint-MartinusBasiliek, Halle, в провинции Брабант, Бельгия
    7.Святой Георгий и всё такое8.Conrad von Soest, 1400
    9.from «Belifortis» by Konrad Kyeser, 1405
    10.Jan II van Polanen, 1394
    11-14. подписаны

  5. Viktor Sharko пишет:

    Давид отобрал фальчион у Голеафа чтоб добить его. Смотрю у фальчиона есть таки ножны, а то мне некоторые доказывали что их не было.

  6. Roman пишет:

    Тог кто говорил что у одноручного фальшиона нет ножен — врун!

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.