20.04.2024

Плащ-мантель

03.10.2008 Nadin

    Первый воронежский фестиваль (в плане средневековых шмоток) запомнился мне больше всего красивыми плащами. Уж и не знаю, почему они на меня такое сильное впечатление произвели — они казались такими романтичными, прикольными, таинственными, в особенности понравился данилушкин красно-синий с капюшоном и ромин с головами орлов на плечах. Наверное, поэтому разделавшись с пошивом платьев, которые требовал Устав, я в первую очередь озаботилась заготовлением плаща на случай всякой там непогоды. С фасоном опрделилась почти сразу же — круглый плащ-мантель на цепочке казался оптимальным и наиболее обоснованным вариантов, ведь в «Манесском кодексе» каждая вторая тетичка в таком.

    Выкройку тоже нашла без труда. Оставалось закупить ткань — конечно, шерсть — тут даже и вопросов не возникало, но вот какого цвета? Тем более я хотела, как у Данилушки, с контрасной подкладкой, то есть надо было уже не 1, а два цвета подбирать да ещё и чтобы сочетались хорошо — это уже было из разряда высшей математики и срочно требовало помощи со стороны, а точнее, совета сержанта, который разбирался, кажется, во всем на свете, не то, что в такой мелочи, как сочетание цветов.

  • Костян, ты понимаешь, не могу выбрать светло-желтую подкладку к чёрной шерсти приделать, или ярко-голубую — всё-таки платье у меня синее. Да ещё бы с тканью не лопухнуться…Пойдём со мной в магазин!

Ну он и пошёл, а ещё в пух и прах раскритиковал мой вкус и абсолютное несведение в типах тканей:

  • Знаешь, что, Ленок, я видел классное объявление в «Камелоте» о продаже фиолетовой шерсти — по-моему, это твой случай.

Идея покупать подержаную ткань документально не подтвержденного состава мне вначале категорически не понравилась, но один звонок по объявлению, о котором говорил Костик, всё изменил в моем мировоззрении. Выходило, что всего за 500 рублей мне достанутся аж 3 метра шерсти, тогда как в магазине я собиралась потратить на ткань раза в 2,5 — 3 больше.

     Вообщем, договорились встречаться вечером с тетичкой, продающей ткань, как раз недалеко от моего дома. Мы прибыли раньше минут на 10 (всё чортова костяновская пунктуальность) и продрогли на улице минут 40, пока, наконец, ругаясь про себя на вечно просящий денег ТЕЛЕ-2, не набрали снова телефончик конкретно опаздывающей тетички.

  • Ой, вы знаете, приходите ко мне домой, тут недалеко, — затараторила она. Я с недоверием покосилась на сержанта — всё-таки шляться по подворотням вечером ну никак не входило в мои планы, но Костик не сомневался ни секунды, а потому выслушал внимательно, куда идти (я ему отдала трубку, потому что совсем не ориентируюсь на местности), и скомандовал, как полководец:
  • -Туда!

   И мы пошли. Честно, никогда не знала, что в моем благополучном, чистеньком райончике есть такие места: без освещения во дворе, без кодовых замков на подъездах, с перегоревшими лампочками в лифтах и раздробленными ступеньками, в которых увязали, как в болоте, мои бедные шпильки. В общем, когда мы позвонили в дверь квартиры, я уже приготовилась к тому, что в лучшем случае отберут деньги, а худшем зарежЮт и убьют, и не понимала спокойствия и уверенности Костика. Но дверь открыла совсем безобидная пожилая женщина, аккуратно причесанная и чистенько одетая. Мы зашли в малюсенькую прихожую. Было видно, что живёт она очень бедно, и не от хорошей жизни продаёт ткань, которую, как выяснилось, она купила пару лет назад, чтобы сшить пальто сыну-военнослужащему. Мы попросили посмотреть шерсть. Оказалось, она была превосходного качества — шинельное сукно тёмно-тёмно-синего цвета, очень тяжелое, плотное, теплое. Костик незаметно выдернул пару ниток, чтобы проверить «шерсть, или нет», и чуть погодя, утвердительно кивнул. Я заплатила деньги и распрощавшись с доброй, бедной женщиной.

  • Костик, как хочешь, но лён я буду покупать в магазине. Не надо мне больше таких экстримальных похождений по подворотням, и таких грустных глаз бедной тетички, — чуть не со слезами на глазах сказала я, когда мы вышли на улицу.

    Теперь оставалось сшить плащ, и на следующий день я прямо с утра заявилась в родное ателье, где уже всех знала по именам, да и швеи меня успели полюбить, хоть и посмеивались тайком над моими странными идеями и одержимостью всякими деталями «чтоб было, как в средние века» и «так нельзя, такого не было». И тут меня ждало второе предынфактное состояние и разрыв мозга — за пошив плаща, оказывается, надо было заплатить какую-то нереальную сумму денег, а они, как всегда, заканчивались, и даже если бы я впроголодь терпела бедствие ещё 20 дней до следующей зарплаты, не выкрутилась бы. Но плащ всё равно заказала со словами «проблемы надо решать по мере их возникновения. А пока они не возникла, то есть плащ пока не сшили, париться не буду.» Ну кстати всё вышло по-моему, выкроив полукруг и пришив к нему подкладку из бирюзового льна, швеи посовещались-посовещались, да на том и порешили, что больше 500 рублей здесь брать не за что. Фух! Опять пронесло!

    Теперь самое главное — застёжка. А с ней действительно было много проблем. Костик, конечно, сплел мне цепочку из красной медной проволоки (по образцу из Дресс-Аксессори), но как её присобачить плащу, который получился невероятно тяжёлым — ещё бы толстенное сукно+лен ещё… Я пробовала пришивать незаметно петельки из льна, из шерсти, из сплетенных шнурочков — нифига — они не выдерживали веса ткани. Конструкторское решение пришло внезапно, когда я у Ромы в мастерской совершенно случайно нашла кусочки кожаных ремешков для щитов и обуви — то что надо, материал историчный, красивенький и прочный. Ну это конечно, надо было видеть, как я пришивала стежками крест накрест затежку к толстенному плащу, когда особенно сильно не получалось, заколачивая иголку в ткань пультом от телевизора — в общем, на тридцати стежках (привычка всё считать))) я успокоилась, решив, что в фанатисмъ всё-таки впадать не надо. К кожанным ремешочкам аккуратно прикрепила 2 кольчужных колечка, стыбренных в мастерской под самым носом у пацанов, которые их крутили там . Одно — чтобы кручок на конце цепочки пристёгивася к железячкам и не рвал кожу, а второе просто для симметрии и крепления самой цепочки. И сработало! Держится до сих пор. Правда теперь у меня ещё есть европейские круглые литые фибулы на плаще, которые больше декоративную роль играют, чем функциональную.

     Одно время у меня была ещё мысль подбить плащ мехом для пущей понтовости. Но рационально оценив, что тогда я его точно не подниму — всё таки девчонка я из разряда скорее хрупких, чем мощных, от идеи этой отказалась. Зато пришила песцовые хвосты к воротоу мантеля, отодрав мех со старой детской своей шапки. Как показала практика, мех на плаще — вещь непрактичная. после белгородского фестиваля, во время которого постоянно лил дождь и плащ мой превратился в неподъемную тяжелую ношу, промокнув до нитки, мех пришлось отпороть скорее из жалости и сотрадания к стареньким шкуркам, да и неудобно с ним — лезет всё время и в нос и в глаза, когда заворачиваешься в него на ночевку.

    Плащ в любом походе и мероприятии — вещь незаменимая. У него миллион функций, главные из которых — это охрана твоего здоровья (чтоб спина не простыла), а также плащ — это одеяло, мягкое, теплое.  Когда в Туле на DBG шёл снег, мой мантель был спасением не только для меня, но и для соседей по палатке. Когда в Судаке шпарил зной, и невозможно было спать не то, что в палатке, но даже и в спальнике, я заворачивалась в плащ и прямо на пляже на песке засыпала под ласковый шум прибоя. Когда ехали на Корелу и в Тверь долгие томительные часы он укрывал меня в маршрутке, чтоб не продули сквозняки, был и подушкой и простынью и одеялом одновременно — тёплый, мягенький, такой хороший, мой верный, преданный и любимый плащ-мантель.

Интересные блоги пишут:

  1. Про спортивное ориентирование пишет блог о спортивном туризме
  2. Кто такие янычары?
  3. Детиблог про занятия спортом
  4. Фотоблог и черный юмор
  5. Прикиды.ру написали про фиолетовое платье
RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Примеры реконструкций | 13 комментариев »

13 комментариев

  1. Данила пишет:

    Надин, а тебя не смущает корявость приведенной тобой выкройки? На ней ведь практически нет одинаковых секторов. Я уже испортил 2 шторы из замечательной подкладочной ткани.

  2. Николай пишет:

    Ага, а еще не смущает то, что у тетки на миниатюре — подкладка это шкурки меховые, а не ткань? + шитье на машинке + современная фабричная ткань + анилиновый краситель + непонятная застежка из кожаных ремешков и кольчужных колец, необоснованная ничем? где реконструкция-то?

  3. Данила пишет:

    Ну ладно Коль , реконструкцию текстиля сделать сам знаешь проблемотично. НО, если оный плащ подать как стилизацию,а лучше версию то на уровень мероприятий ГК покатит.

  4. Roman пишет:

    Кстати, с чего взяли что меховые шкурки?

  5. Танечка пишет:

    А что ещё может быть такое сшитое из кусочков с закосом под пушистость?

  6. Николай пишет:

    Да гонево это про текстиль. Сейчас полно уже не только льна, но и шерсти домотканой. И полотняной, и саржи, и какой хочешь. Есть шелк полотняный. Богатство выбора.
    Причем все могут покрасить натуральными красителями.

    В продаже есть книги со средневековыми, итальянскими например (на конец 14в. ;)), рецептами красок, лаков и т.д. Есть рекомендации даже по набойке рисунка на ткань. Но это ж надо покупать и пробовать! Проще ж в ателье сходить.

    Шкурки — потому что нарисовано разделение на прямоугольники. В миниатюрах так обычно именно подбой из шкурок рисуют. Ну, еще можно предположить, что это слитки серебра. =D
    Контрабанда.

  7. Roman пишет:

    А что-нибудь более весомое кроме предположения что «так обычно шкурки рисуют» есть?

  8. Roman пишет:

    Имхо, домотканина и покрас вручную это конечно неплохо, но для реконструкции на 14 в крестьянки разве что, более состоятельные граждане использовали более дорогую «фабричную» шерсть с текстильных центров, где уже были и станки и водяные пресса для ткани, да че уж там говорить, если водяной пресс упоминается уже в 13 веке в крупном аббатстве (Ле Гофф «Психология средневекового запада).

  9. Николай пишет:

    Я не буду рыться в западноевропейских источниках и статьях по одежде на этот регион. Не моя тема. На Руси и Востоке подобным образом изображалась меховая подкладка верхней одежды состоятельных граждан, тут я могу привести примеры (хотя Русь тоже не мой регион). Ваше право считать, что особь на миниатюре одета в плащ с лоскутным подбоем из некрашенной ткани.

    Насчет домотканины — а почему вы считаете фабричную ткань 14в. идентичной фабричной ткани 21? Есть исследования?

  10. Roman пишет:

    Вот навскидку миниатюра, на начало 14в, где подобным образом изображена подкладка на налатнике рыцаря и попоне его коня… ладно я еще понимаю подбить мехом налатник… но попону…
    http://i047.radikal.ru/0810/e1/ce9748d264df.jpg
    Насчет идентичности тканей я исследования честно говоря не проводил, оно потянуло бы на монографию… могу только сказать что аутентичный способ изготовления тканей, как и способ изготовления металла на доспехи не является обязательным к применению при изготовлении реконструированных вещей в нашем клубе.

  11. Николай пишет:

    На этой миниатюре прямоугольники не видны, только части линий. Возможно, это горизонтальная простежка. Что-то типа набивного доспеха.
    Ни на какую монографию исследования не надо. Достаточно найти информацию о текстильных артефактах интересующего времени-региона.

  12. Roman пишет:

    Может и простежка, нигде не видно попону полностью изнутри, развернутой так как плащ…

  13. selena пишет:

    Хм, интересный вопрос. Николай, как по Вашему, плащи ничем кроме меха не подбивали?
    А источники с Руси на Европу приводить как минимум безграмотно — разные все таки регионы.

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.