03.08.2020

Пластинчатая защита рук

10.10.2008 Nadin


    Итак, мы дошли почти что до самого главного в доспехе (не считая шлема), ведь руки – это наше всё, ни один боец не сможет сражаться без их помощи)))

    Но вот проблема – если начать копаться в англоязычных источниках с целью понять, какие именно были доспехи на руки в 14 веке, то очень скоро можно окончательно запутаться в терминах и заработать себе разрыв мозга, ну или переутомление в лучшем случае.

    Там царит сплошная неразбериха: к примеру, до 1330 года весь пластинчатый доспех, защищающий руку, назывался 1 словом, а потом вдруг вместо него появилось аж 4!! Но и этого мало – совершенно непостижимым, мистическим образом какие-то из частей пластинчатой руки то исчезают лет на 40-60 из всех источников, то вдруг появляются в конце столетия, как ни в чём не бывало – в общем, никакой строгой упорядоченности, структурности, логической эволюции, как в других видах защитного вооружения, мы здесь проследить не сможем. Такое ощущение, что всё было очень индивидуально, спонтанно и неожиданно.
И всё-таки…
Для начала давайте перечислим то, чего будем рассматривать под лупой и реконструировать в будущем, а именно:

  • Доспехи из захоронения на Халкисе (Греция)
  • Составные доспехи фогта Матша. Чурбруг (Северная Италия, 1390 г.)
  • Фигура рыцаря Буркхарда фон Штайнберга (1379 г.) в Церкви Святого Мартина. Хильдесхайм.
  • Фигура Чёрного принца (1376 г.) Кентерберийский собор (Англия)
  • Медная мемориальная доска сэра Уильяма Фицральфа, 1323 г., Пебмарш. Эссекс.

    Ладно, не буду угнетать дальше нудным перечислением всяких там библий, досок, скульптур, думаю, будет достаточно для анализа этих. 

Что мы видим:

   Латная рука вроде бы цельно-железная, но в таком случае она не была бы подвижно и не сгибалась бы. Прикиньте, был бы не рыцарь – а в лучшем случае дровосек с несгибаемыми металическими конечностями)))) На самом деле всё там, конечно, сгибалось – «стальная рука» состояла из трёх основных частей и 1 дополнительной, с которой кстати и начнём:

  • Оплечье (рондель) – это такая круглая металлическая «пуговица», которая привязывается спереди к плечу и защищает всякие там ключицы от колющих и подобной срани. Образцов оплечий полно в захоронении Визби (о.Готланд). В течение векаформа оплечий очень менялась — то она закрывала всё плечо, то снова становилась маленьким ронделем-пуговицей.
  • Дальше наручи желобообразные, по форме похожи на нераспустившийся тюльпан, то есть сужаются к запястью и расширяются к локтю. На некоторых наручах из Халкиса есть горизонтальные прорези для заклепок, с помощью которых к ним крепились налокотники, что давало большую свободу движений, в частности можно было в бок руку поднять, а не только вверх-вниз. На Чербрукских доспехах сохранились кожаные петельки, приклепанные к верхнему краю, в которые продевался шнурок с металлическим наконечником, чтобы привязать к стеганке (акетону). Но кстати не всегда пластинчатые наручи были такими, застёгивающимися на шнурочки с внутренней стороны руки. Вот например на фигуре рыцаря из аббатства Лесне (Музей Виктории и Альберта. Англия) наруч трубчатый – без всяких там щелей.
  • Дальше по плану наплечники – такие металлические выгнутые пластины, пристегиваемые ремешками к стеганке, или кольчуге, для защиты верхней части руки. Хороший образец на 1340-й год хранится в Клехонгере (Херефордшир). Там прям очень отчетливо видно, как соединяется эта штукенция с
  • пластинчатым налокотником, который кстати имеет характерное круглое боковое перо (выступ). Форму налокотника можно глянуть на фигуре Лонгеспее в Солсбери, если надо, ну и на доспехах из Халкиса легко рассмотреть.

   Таким образом, получается, что пластинчатая защита рук состояла из 3-х частей:

  • Наруч
  • Наплечник
  • Налокотник

   Ну плюс ещё оплечье, которое можно считать частью акетона (стёганки).
И всё! Очень просто!
Нет, не всё! Чуть не забыла про эполеты. Правда, к нам они не имеют особого отношения, так как встречаются в большинстве европейских стран в период с 1275 по 1350-й года, за исключением (тадам!) Германии. Эполеты на рисунках и скульптурах обычно изображались в виде прямоугольников (но бывали и других форм). Долго считалось, что эполеты предназначались для защиты головы и шеи от ударов сбоку. Но куча ссылок на эполеты 14 века показывали, что они делались из непрочного материала и ни от чего защитить не смогли бы. Потом решили, что эполеты играли геральдическую роль. Снова бред – в бою вряд ли бы кто-то присматривался к малюсеньким прямоугольничкам на плечах. Получается, что просто украшение? И вовсе не защита! Правильно, что немцы их заигнорили! Нефих распыляться и тратиться на нефункциональные штуки.

//На фотках: отреставрированные музейный экспонаты, найденные при археологических ракопках в:

  • 1. Чурбурге (Южный Тироль.)
  • 2. Халкисе (Греция)

Читайте внимательно в блогосфере:

  1. Блог про аниме выложил трейлеры к анимешкам октября
  2. Лирический блог про золотую осень
  3. Блог о страховке пишет про день страховщика
  4. Шеф просит помощи! У него, как он думает, проблема – гастрит!
  5. Серджио олива в художественной галерее Валентины Толстых
RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Защита ног, рук | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.