Барбютобацинет, 15 в, Италия
14.03.2011 Nadin15-й век продолжает совершенствовать защиту головы рыцаря и в этом своём стремлении идёт по пути сужения лицевого выреза шлема, в результате которого бацинет перерождается в барбют – шлем с закрытыми щеками, затылком, ушами и T-образным, или Y-образным вырезом на уровне носа и глаз воина. Появились барбюты в Италии в начале 15-го века. Несомненно в них было проще дышать, чем в тяжёлых топфхельмах, или в хунсгугелях, ведь такому, почти со всех сторон железному шлему забрало было и вовсе не нужно… Но…
Есть 2 спорные археологические находки, опровергающие это во всех отношениях логичное замечание. Данные шлема, ныне хранящиеся в Музее Армии во Франции, являются переходными звеньями от бацинетов 14-го века к барбютам 15-го. По форме куполов и лицевых вырезов они уже барбюты, но в то же время зачем-то идут в сборке с германскими забралами, крепящимися на шарнирах в районе висков, имеют миллион отверстий по середине тульи для подвешивания бармицы и 2 миллиона вычурных заклёпочек, фигурных украшательств, прочей ереси.
Есть предположение, впрочем, документально не доказанное, что данные забрала были привинчены к шлемам позднее, в 19-м веке при подготовке экспозиции музейными работниками. Многие склоняются к этой точке зрения, ссылаясь на принцип практичности и удобства, по которому в средние века шла эволюция доспехов. Вместе с тем, совершенно категорически отвергать существование бацинетобарбютов тоже нельзя, так как минимум 2 независимые археологические находки – это гораздо круче, чем 1 картинка с Тржебоньского алтаря чешской церкви.
В рубриках: Шлемы, забрала, нашлемные фигуры | 3 комментария »
14.03.2011 в 3:43
Зря вы тут про решетчатое забрало затеяли. )) Изображение далеко не одно. Наиболее ярких с точно распознаваемой формой и конструкцией 2 штуки, + 1 спорное , + 2 изображения наличия с военными комплектами доспехов больших бацинетов с решетками для турнирного боя на булавах. Причем в одном случае решетка вопреи археологии показана таки с шарнирным лобным креплением (в поднятом виде) характерным для забрал германских бацинетов. Не удивлюсь, если найдется еще несколько изображение решетчатых забрал.
П.С. У нас же как, что не нравиться — того не было. А если этому есть археологическое подтверждение — то подделка 19 века. А если нравиться, так подгоним под это любой источник, даже самый сомнительный. Т.е. вертеть эту историю можно как левая пятка захочет. 😉
14.03.2011 в 10:40
В 14-м веке «волчьи ребра» были только на 1 картинке, остальные датируются более поздним периодом (15, 16 век).
К тому же археология не подтверждает эти забрала, к сожалению.
14.03.2011 в 23:34
На 2-х вообще то. И не будем забывать, что в 15-м и 16-м веке художники уже пытались отобразить на картинах с библейским сюжетом то, что действие происходило давно.От того одежда и вооручение не редко имеют стилистику уже прошедшей эпохи. Особенно ярко это видно в работах художников конца-15-го, нач.-16-го века. Т.е. не все шлемазлы художники рисовали с натуры, глядя на городскую стражу или проезжающих мимо рыцарей из окна своего дома. 🙂
Но дело не в этом. Я же тут про подход в целом. Вот например — эрзац-фальшион с характерным зубом вообще не подтвержден ни одним источником на 14-й век (все чопперы показанные на изо 14-го века имеют классический мечевой набор эфеса). Но почему-то все уверены, что он такой был, причем у каждого второго зольдатена. 😉 А в чем разница то? Почему эрзац-фальшионы можно, а вот «волчьи ребра» — ни-ни???