10.09.2024

Сказки замков Восточной Пруссии: Инстербург

17.10.2010 Nadin

  Как это? Дотронуться до тела Древней Пруссии, вдохнуть могильный запах исчезнувшего с лица земли этноса? Или не исчезнувшего? Ведь пока живы те, кто помнит ту, старую, великую нацию, пока они борются за восстановление мельчайших деталей Инстербурга, у Пруссии есть шанс на реанимацию.

    Замок Инстербург (в переводе «крепость, стоящая на реке Инстер») являл собой плачевное зрелище в тот пасмурный день, когда мы предстали перед его очами. Разруха и запустение крепко поселились в этом доме. И даже сложно представить, что когда-то этот замок-смертник был ухоженным и гостеприимным. Смертником я назвала Инстербург, копируя словечки нео-хранителя замка и по совместительству руководителя клуба истории и искусств «Сан-Галери» Андрея Смирнова. В двух словах о том, что такое клуб истории и искусств, ведь у нас на «большой земле» такое словосочетание нигде не встречается.

     Деятельность «Сан-Галери» широка и разнообразна. Клуб выпускает свою газету, устраивает экскурсии по развалинам замка, проводит научные конференции и кажется даже раскопки, а также по совместительству ффсякие литературные и музыкальные вечера, занимается походами на выживание в «дикой местности», рисованием, изготовлением доспехов (очень плохеньких), устраиванием показух и файер-шоу и т.д. – словом, на все руки от скуки. Что ж, выходит и такая специфическая вариация на тему клуба исторической реконструкции имеет право на существование в реалиях оторванного от «большой России» глухого уголка Калининградской области – людям ведь нужно же на что-то существовать, а ещё хотелось бы существовать на деньги, заработанные занятием, которое тебе по душе… В общем, не будем строго судить изобретателей жанра «всё и обо всём по-калининградски».

     Так вот, замок-смертник – это потому что Инстербург, возведенный 1336-м году магистром Тефтонского ордена Дитрихом фон Альтенбургом на месте разрушенного в 1256-м году языческого прусского городища Унзетрапис, строился из расчёта, что все до последнего воины неблагородного происхождения из его гарнизона погибнут, обороняя крепость. Такова уж судьба и менталитет прусских воинов – они воевали не за победу, а до последней капли крови. Оставались, конечно, ещё его тефтонские рыцари – профессиональные, лучшие на тот момент в Европе воины – эти «крупные» фигуры обычно не шли в размен, и в случае особо жаркой заварушки могли покинуть замок через один из подземных ходов, кстати на данный момент обнаруженных и слегка раскопанных.

      Кроме того, смертником этот замок называют ещё и потому, что он – самая восточная цитадель тефтонцев. 11 раз в течение 14-го века Орден начинал своё наступление на Литву именно из цитадели Истернбург, ну и литовцы, конечно, не оставались в долгу. В 1376-м году литовский князь Свердейк захватил и сжег замок дотла, но скоро он был восстановлен с еще большим усилением. Вы спросите: «Тогда почему же мы говорим о замке 14-го века, если он сжигался дотла и фактически заново отстраивался каждый раз?». Ну потому что фундамент, подвальные помещения, каркас цитадели, сложенный из супер-крепких (сейчас такие не делают) кирпичей ручного производства оставались всё теми же.

     Наш гид (он же Смирнов) говорил, что замок сжигали каждые 5-7 лет в его истории, в зависимости от того, насколько холодной была зима. Дело в том, что подобраться к замку можно было только во время твёрдого, надежного льда на реке Инстер, ведь крепость была окружена водой, рвом, крепкими, толстыми стенами.

    Внутри она была абсолютно самодостаточной: обширный двор, на котором паслись животные, закрома для зерна, колодец, устроенный таким образом, чтобы в него по канавам, словно по лучам, стекла дождевая вода – обычной речной, и вообще посторонней воде не доверяли, справедливо боясь дизентерии, и что враги отравят водоёмы какой-нибудь гадостью. Колодец находился под постоянной охраной. Здесь же арсенал, подвалы, конюшни, спальни (дормиториум), столовая (рефекториум), зал для собраний и рыцарских советов. Всё так красиво звучит и рисуется в воображении, а на деле мы видим руины. Самое интересное в этой груде древних кирпичей – это подземелье и ходы – в них можно спуститься, поискать приключения, полюбоваться ровными сводами, арками и лестничками.

     В самом замке сейчас что-то вроде музея, ремесленной и художественной мастерских, зала для проведения что ли «концертов и конференций»(?), хотя сам зал нуждается в капитальном ремонте, но, может быть, за отсутствием лучших концертных площадок Черняховская… хотя вряд ли, не могу представить!

    Мы смотрим на довоенные фото замка и вообще городка Интербурга. Как же всё у немцев было красиво и ухожено! Конечно, ведь они относились к этому месту, как к своему дому. И понятно всё – война, бомбежки, отсутствие денег и, главное желания останавливать фашистский городок. Может быть, пройдёт ещё пару поколений, и когда наши, славянские потомки осядут окончательно на этих землях, всё изменится? Найдутся фонды и организации, которые восстановят Инстербург… ну а пока вот честное слово – лучше бы замок был в немецких, хозяйственных руках – глядишь и толк вышел бы из него?

    Ну да не будем о грустном, лучше добавим ещё один кусочек официальной информации о крепости от клуба «Сан-Галери»:

   «Замок Инстербург (литовское название Исрутис), в сохранившемся позднем виде, имел характерные черты восточно-прусского типа средневековых оборонительных сооружений. В них совмещались функции боевой крепости и монастыря, объединенных в единый комплекс.Замковый комплекс состоял из цитадели (конвентхауза) и форбурга. Цитадель — замкнутое, квадратное в плане, двухэтажное здание с мощными глухими наружными стенами и внутренним двором с колодцем посредине (квадрат со стороной 44 м., внутренний двор 500 кв.м.) — служило для проживания орденских братьев и деятельности конвента округа. Цокольная часть стен на уровне погребов была выложена из природного камня по системе готической кладки. Выше шла кладка из обожженного средневекового кирпича с узкими бойницами в наружных стенах. Верх тяжелых стен форбурга завершался боевым круговым ходом — вергангом, перекрытым крутой скатной кровлей.

Цитадель имела единственный вход арочного очертания в западном крыле. Форбург представлял собой замкнутое оборонительными стенами вытянутое пространство, очертаниями повторяющее контур вершины холма. Оборонительные стены ломаного очертания, фланкировались по углам двумя высокими дозорными башнями с бойницами. Башни пайнтурм и Северная (с 1380 г.), с юго-востока данцкер реки Чернуппе. Первый комтур (комендант) крепости — Ханс фон Эдель (или Херольдус). литовского набега во главе с князем Свердейком. Предмостным сооружением этого замка стала укрепленная корчма Пангервиц у моста через Ангерапп, построенная около 1370 г.»

    В настоящее время руины замка открыты для посещения, но хоть в туристических проспектах и говорится что-то вроде «Почувствуйте романтику прусского замка 14-го века!», лично мне не удалось в Инстербурге уловить атмосферу средневековой Германии здесь. Замку не хватает душевности, жизни. Когда смотришь на эти стены, кажется, что жизнь почти угасла в нём, что крепость застыла в глубоком летаргическом сне, и если и бьётся жилка на её шее, то найти её, чтобы возродить в жизни цитадель, пока не удаётся. Нужны антибиотики денежных сложений, и пожалуй, альтруисты, стремящиеся не только к заработку, но вкладывающие любовь и душу в реставрацию замка.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Сказки замков Восточной Пруссии | 2 комментария »

2 комментария

  1. Михаил пишет:

    теВтонцы. теВтонский замок. Йо-майо, славное лексическое наследие Калиса&Co бурно проросло в юных умах.

  2. Nadin пишет:

    ой, так значит правильно ТеВтонский орден, а я и не знала!
    Спасибо-спасибо, добрый дядя Михаил)

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.