24.04.2024

Пурпуэн Карла де Блуа, 1360

21.03.2010 Nadin

    Вещица, известная в народе, как Пурпуэн Карла де Блуа, в настоящее время хранится в Музее текстиля в Лионе.

Примечательна она, прежде всего, тем, что это очень хорошо сохранившийся артефакт элемента костюма 14 века.

Отвратительна – тем, что до сих не понятно, военного, или гражданского костюма…

С одной стороны, вроде бы всё очевидно – поддоспешник как поддоспешник, подбитый хлопковой ватой, простеганный, сделанный по всем мыслимым и немыслимым правилам пошива стеганок. Беда лишь в том, что нет, ну нет на этом пурпуэне ни одной веревочки для привязывания к нему элементов защитного вооружения: ни на плечах АРМ-поинтов вы не найдете, ни на локтях – нигде в общем!

     Ну и ладно, скажете вы, под доспех эта штука не надевалась – это да, но что мешает предположить, что пурпуэн надевался сверху брони – ведь достаточно много подобных картинок, на указанный период?

Но и тут не сходится по техническим причинам: пурпуэн очень притален, подогнан по фигуре, узок в рукавах и талии – как спрашивается, ты в него вместе с собственными рукавами ещё и железки доспеха засунешь? Да и прорези для ножен меча, или хотя бы цепи, на которую он бы привешивался, нет, как на аналогичных стеганных котах этого периода…

Остаётся вариант только, что это был всё-таки гражданский костюм. В пользу сей гипотезы говорит и тот факт, что покрышка (верхний слой ткани) этой штуки изготовлена из изумительной, ну просто невероятно-красивой шёлковой парчи оранжевого оттенка с рисунком. И пуговки – просто шедевральны. Всего их 70 штук на пурпуэне. Они набивные, сделаны из шёлка с кусочками рога внутри.

И всё бы хорошо, но вновь, пропуская вещицу сквозь призму сомнений, начинаю путаться – зачем подбивать гражданский костюм ватой? Холодно у них в благополучной Франции что ли? И если это просто коттарди – то почему оно застегивается спереди, ведь все археологические находки одежды 14 века, словно специально, стараются доказать, что коттарди были нераспашные, а тут вдруг выискался неведомый пиНжак?

Ох, нет счастья на Марсе!..

Вы знаете, мне кажется, что какой человек – такое у него и платье. Вот Карл де Блуа – тоже личность в крайней степени противоречивая, от того и с пурпуэном у него всё не слава Богу. Вроде бы повезло в жизни Карлу – родился племянником французского короля Филиппа IV. Женился на Жанне де Пантьевр — единственной наследнице герцога Бретонского Иоанна III и даже по условиям женитьбы унаследовал титул герцога, его герб, боевой клич и все земли. (Правда, унаследовал чисто номинально, ведь его трон сразу стал оспаривать Жан де Монфор, британский подданный, тоже родственничек бретонского герцога). В войне ему более или менее везло – во всяком случае современники о нём отзывались, как об одном из самых талантливых французских военачальников начала Столетней войны. Жить бы и радоваться. А вместо этого он (ну во всяком случае судя по записям его «биографов») вёл строго аскетичный образ жизни, и даже в супружеской спальне спал на полу, подстелив лишь солому.

Вообще с соломой в жизни графа де Блуа много связано. Вот например, после того, как его освободили из английского плена, где он вообщем-то почти не страдал, а занимался составлением жития святого Ива, покровителя Бретани, мессир Карл отправился в Трегье босиком по снегу. (Ну скучно ему было обувку носить). Прослышав о паломничестве знатного рыцаря, окрестный люд стал устилать его дорогу (чтоб феодал не простыл, не дай Бог) всё той же соломой и одеялами. Но принципиальный де Блуа искал специально другую дорогу – то ли от вредности, то ли чтоб пострадать побольше, а то вдруг к лику святых не причилят. Но кстати причислили ведь, правда, уже после его смерти, в 1371-м году, благодаря правильно составленной биографии, проповедям на лондонских кладбищах, где он читал псалом «Из глубины», вообще его высокой образованности и аскетичному образу жизни… Чёрт, опять не сходится! Как можно увязать строгую аскезу с дорогущим пурпуэном, и наличием внебрачного сына, прославленного Жана де Блуа, о котором писал Фруассар? Или опять ошибся летописец, а дырки в пурпуэне заштопали сотрудники Музея текстиля в Лионе при реставрации артефакта? Вы как хотите, а я умываю руки. Ибо мне уже надоело только задавать вопросы и не находить на них 100-%-ных ответов…)

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Защита корпуса, Мужской костюм | 6 комментариев »

6 комментариев

  1. Selena пишет:

    Леночка, ты молодец! И информативно, и весело 🙂
    Только можешь картинки обозначить?

  2. Nadin пишет:

    картинки известные довольно: фотки пурпуэна и миниатюры из Больших французских хроник Фруассара.
    +1 картинка — кажется, роспись в итальянском соборе, дома посмотрю поточнее датировку и месторасположение.

  3. Selena пишет:

    Я, собственно, про ч/б картинку, следующую за портретом. По технике живописи похоже на фрески Джотто (http://citadelblog.ru/pasport-zhenskogo-kostyuma-freski-dzhotto-1310/), но я сильно сомневаюсь в возможности такой датировки. Посмотришь?

  4. Йобур пишет:

    Учите матчасть, на пурпуэне куча завязок изнутри.

  5. Эверар пишет:

    а какой смысл завязок на поддоспешнике изнутри?!мой опыт говорит что все доспехи привязываются к поддоспешнику с внешней стороны!а пурпуэн все считают поддоспешником!и я полностью согласен что это гражданская шмотка!человек ведущий аскетический образ жизни врятли позволил бы себе носить подлатник из такого материала, а вот гражданскую шмотку мог ввиду своего положения по которому ему следовало носить дорогие и красивые вещи!с удовольствием услышу ответы!

  6. Денис пишет:

    Извините, если влезаю с некоMпетентныM вопросоM, новсё же…
    Завязки изнутри не Mогли служить для крепления элеMентов доспеха (пластин, если угодно) предупреждающих несвоевреMенное проникновение Mеталла в человеческий организM (банально, чтобы не ткнули кинжалоM невзначай в коридоре)? То есть вещь гражданская, но предназначение весьMа военное.

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.