Сказки замков Восточной Пруссии: Вальдау и Пилау
24.10.2010 NadinВальдау и Пилау – 2 по-настоящему прусских местечка, о чем красноречиво свидетельствует характерный суффикс «ау», отличающий многие исконно прусские фамилии и названия.
После ВОВ Вальдау переименовали в Низовье, а Пилау в Балтийск, но это ничего.
Сами-то они друг от дружки недалеко располагаются и по сей день, потому что когда-то давно, в Средневековье, они были частями одной линии оборонительных креплений Орденского государства. Неясные отголоски старинной задумки – вот и всё, что осталось нам с тех давних времен.Ныне «замок» Вальдау – это 2 обшарпанных флигеля. Они выглядят точь-в-точь, как бараки-коммуналки из моего босяцкого детства, когда казалось верхом смелости заблудиться в бедном людском муравейнике и выбраться оттуда невредимой.
Сегодня в этом замке располагаются общежития для ПТУ-шников.Экскурсовод говорит, что для замков Калининградской области в советские времена единственным способом выжить было превратиться в постройку хозяйственного назначения, и собственно участь быть спельхоз.академией и позже общагой – не самое страшное, что могло случиться. Так, в соседнем замке, в Гвардейске, расположена функционирующая тюрьма, а ещё 1 крепость разбомбили, потому что того требовал сюжет фильма, который снимали на её фоне, зернохранилища, спортивные залы – всё это наше нелицеприятное прошлое, и бесполезно отрицать, что профукали культурное наследие, остаётся только вспоминать…
Вспоминать, что Вальдау с древне-прусского означает «владение». Эту крепость воздвигли двое инициативных дворян, перешедших на сторону тевтонцев во время покорения Пруссии. Так что в какой-то степени эти 2 обшарпанных флигелька – памятник тому древнему предательству господ Иоганна Бруланта и Конрада Диабеля.Условие возведения цитадели поставил перед «дальновидными» пруссами Орден – тевтонцам действительно нужна была крепость возле дороги, в которой могли бы отдохнуть и перекантоваться официальные лица, священники, воины. Замок вышел небольшим, без изысков – скорее, укрепленный двор, отгороженный со всех сторон искусственным озером. Вернее, озеро было с 1 стороны настоящее, а строители «продолжили» его во все стороны, пока замок не оказался на эдаком мини-острове. Построили подвесной мост через ров-озеро, ну и по славной традиции Средневековья стали сливать нечистоты в него – так что Вальдау, как вы понимаете, в 14-м веке был не самым «приятно-пахнущим» местом в мире. Почему я перескочила сразу на 14-й век? Потому что именно с 1300-го года можно говорить об Орденском доме Вальдау – не больше-не меньше. К этому времени окончательно здесь доделали пекарню и прекрасную пивоварню. К слову, одним из способов «завоевания Пруссии тевтонцами» было приучить аборигенов к пиву, первая порция которого бесплатно, и потом за все остальные порции брать плату в виде натурального труда, а именно работ по строительству дорог и замков. Мне, конечно, не очень понятно, почему пруссы «повелись» на это, ведь у них же был свой собственный бесплатный эль? Видимо, причина в том, что тевтонское пиво было покрепче, чем кустарным способом произведенный прусский алкогольный напиток.
Однако, были в арсенале Ордена и менее «вкусные» способы покорения народа. Так, например, собрать представителей прусской знати (это было в 1260-х), якобы для переговоров, и поджечь их, заколотив предварительно окна и двери, чтобы никто точно не выбрался.
Знаете ли, этого вероломства никто бы не простил. Вспыхнуло восстание, длившееся почти 15 лет. Во главе бунта стоял Геркус Мантас – национальный герой почему-то Литвы, на подобие Уильяма Уолесса. На деле жестокий убийца, или хороший солдат? В общем, кому как нравится. Восстание проповедовало возврат к прежним, языческим богам, свободу от тевтонских завоевателей и прочее-прочее, что в таких случаях полагается проповедовать. Самое интересное при этом, что Геркус Манстас на деле-то был крещенным! Его с малых лет отдали учиться в Германию, в Мариенбурге он стал христианином. Дальше — жаркое пекло Крестовых походов, где всюду его оберегал рыцарь, герр… пардон, я точно не помню его имя, пусть будет Кирхайм – он же и оплатил Геркусу его образование, содержал и любил будущего бунтаря как сына. Но сыновняя любовь, вы знаете, она не благодарная на деле. И когда, уже будучи полководцем крестьянской войны Геркус Мантас захвати в плен в числе прочих рыцарей гера Кирхайма, он приказал казнить его вместе со всеми остальными во имя древних прусских богов. Дело всё происходило (если верить нашему эксурсоводу) в районе замка Лохштедт (что в Пилау).Кирхайм осмелился напомнить Геркусу о «должочке» и попросил о снисхождении. И Мантас, невиданное дело, разрешил бросить жребий своему «приёмному отцу и старому боевому товарищу». ИМ Кирхайм бросил, и ему выпала смерть. Ему дали 2-ю попытку. Ответ Богов был тем же. И на третий раз пригор жребия был безапелляционным. «Ну что ж. Значит так угодно Богам!» — сказал Великий Прусс, и казнил человека, который его выростил, всему обучил и не раз спасал в боях, как паршивцую собаку, как всех остальных «врагов народа». И этот человек – герой литвинов? На мой взгляд он просто слабый , не смог взять на себя ответственность за спасение жизни человека, которому был обязан всем.
И словно небо подумало так же, как я. С той казни у Мантаса всё перестало ладиться. Литовцы перестали спонсировать войну против Ордена. А к тевтонцам, н6аоборот, потянулись толпы «друзей с запада» — да уж, у германских рыцарей был повод пуститься в дальний путь: во-первых, папа римский объявил эту войну священным Прусским крестовым походом, во-вторых, ну всем же хотелось пограбить, прославиться и повеселиться.
Орден стал выигрывать в боях и за короткое время отвоевал назад себе всю свою Восточную Пруссию. Вот и герой Геркус Мантас болтается на веревку как позорный мужик, хотя вообще-то знатных людей тогда сжигали, но его не удостоили. А Пруссия… ну что Пруссия? Она так и не восстановилась после опустошительного вырезания местного населения. Этой нации больше нет. И хотя её кровь отчасти содержится в генах литовцев и жителей Балтики, своей земли они лишились навеки. И поделом, наверное, и нарок всем остальным – СВОИХ НЕ ПРЕДАВАЙТЕ.
В рубриках: Империя, Сказки замков Восточной Пруссии | Комментировать »