Готфрид IV фон Арнсберг, 1372
26.12.2011 NadinГотфрид IV фон Арнсберг – единственный из светских князей, удостоенный чести наряду с архиепископами и святыми быть похороненным в Кёльнском кафедральном соборе. Правда, в его случае тут гордиться особенно нечем. Надгробие ему соорудили за то, что Готфрид продал свой титул и земли архиепископу Кёльна – ну чем не предательство по отношению к будущим поколениям? Хотя подождите-ка у Готфрида ведь не было своих детушек, а чужим отдавать отцовские земли ему было жалко… Эх, жадность-жадность… А впрочем, может быть, мудрость? Ведь продажа земель оградила этот край от затяжной феодальной междуусобицы, в которой по факту мог поучаствовать в прямом смысле слова любой сосед из Вестфалии, ведь если покопаться – все они были друг другу родственникам, а если и не были, то могли стать, обратившись к продажным летописцам и фальшивым хроникам. А так – архиепископ Кёльна, имперский курфюрст – ну кто с ним и его громадным войском станет спорить?
Впрочем, политическая мудрость осталась за кадром «устного народного творчества», поспешившего придумать байку, будто церковники специально сделали чугунную решетку, закрывающую надгробие Готфрида от злых, раздосадованных родственников, обделенных графом Арнсберга, якобы завещавшего свои земли церкви. На самом деле завещание здесь не причём – Кёльн заплатил 3 тонны серебра за графство – ох, цифра невообразимая, а памятник, видимо, смастерили на сдачу.))) Ещё бы – такое удачное бескровное расширение территории нужно было обязательно отпраздновать – может, кто ещё захочет последовать примеру старого графа?)
Куда делось кёльнское серебро – история умалчивает, а вот замечательное надгробие мы можем лицезреть до сих пор. Датируется оно 1372-м годом, то есть установлено почти сразу после смерти Готфрида, что вообще-то является редкостью по 2-м причинам:
- 1) изготовление столь подробного и сложного памятника требует много времени,
- 2) и денег.
Но, видимо, в случае финансирования работы скульптора из средств церкви, все процессы значительно ускоряются, либо – как вариант – надгробие начали делать ещё при жизни графа.
В таком случае мы можем утверждать, что изображенный на рыцаре доспех типичен для 60-70-х годов 14-го века.
Самая примечательная, на мой взгляд, деталь данного надгробия – это налатник с аккуратными резными фестонами и гербом во всю грудь. Считается, что фестоны – это очень германская тема, уходящая корнями в дни, когда налатники были изрезаны врагами, а растрепанные рукава котт наводили ужас на «приличных» римлян. Впоследствии, когда германские племена окультурились, эти разрезы превратились в лепестки, стали типичным украшением доспехов ну и своеобразным напоминанием о славных варварах-предках. Геральдический орёл на груди последнего графа фон Арнсберга – тоже замечательная вещь, ну потому что очень красивая. На фотках не видно, но, скорее всего, котта была раскрашена в красно-белые цвета герба Готфрида.
Кроме того, мы видим, большой рыцарский пояс с круглыми накладками-цветками, цепи для привески оружия, шлем с окрытым забралом, бармицу, хауберг, перчатки типа «песочные часы» с вытянутыми, длинными крагами.
Интересная защита рук:
- — шино-бригантный наруч до середины локтя. Клепки, которыми прикрепляется металлическая пластина к основе, отчётливо видны, но вот из чего сделана сама основа – понять трудно – скорее всего, допустимы оба варианта: и кожа, и ткань.
- — узкие металлические пластины странной формы в качестве предплечья, привязанные шнурками к рукавам кольчуги.
С защитой ног – ещё сложнее:
- — основной доспех – кольчужные чулки,
- — спереди на голенях к ним пристёгнута узкая полоса толи из металла (всё-таки по центру есть что-то типа ребра жесткости), толи из вываренной кожи (судя по вычурной резной форме полосы). В любом случае назначение этой полосы – для усиления защиты.
- — колени… и снова вопросы. Вроде бы колени круглые и с лепестками, что не может не радовать, ведь у большинства реконструкторов такие, но вот материал, из которого они изготовлены – металл, или это, или опять-таки пресловутое курье? Вот это вопросец из разряда недоказуемых. К коленям снизу приделаны полосы кольчуги
- — наконец, бедра – здесь, вероятнее всего, вываренная кожа.
- — специальных тапок нет – шпоры пристёгнуты прямо к ногам.
В рубриках: Картотека комплектов | 2 комментария »
29.12.2011 в 10:42
Елена,
хотел бы опять внести несколько поправок к описанию комплекта:
1. в свете последних обсуждений «шинно-бригантных» конструкций и находок, похожих на них, на ТФоруме, пришли к выводу, что, скорее всего, такие изображения обозначают кожаные элементы защиты с усилением достаточно узкими пластинами только снаружи, т.е. металл не полностью закрывает всю площадь.
2. отдельных «тапок» нет, так как шоссы, скорее всего, уже содержат прикрепленную к ним подошву (аналогом является перчатка в кольчужных хауберках).
3. защита колена сделана из металла, так как практически невозможно сделать такую вытяжку верхушки колена из кожи, да и толку от кожаного наколенника нет. полоса же на прорисовке обозначает отбортовку металла (ее хорошо видно на фото надгробия http://www.themcs.org/armour/knights/Germany%20Neheim%20-%20St%20John%20Gottfried%20IV%20von%20Arnsberg%201371%2063.JPG). Кстати, к коленкам не «приделаны» полосы кольчуги, это эффект от такой прорисовки кольчужных шосс и ремешка от наголенника на них.
4. на почтенном покойнике не хауберг, а кольчуга с рукавами на 3/4 руки.
И последнее.
На сайте надгробий и мемориальных досок это надгробие датируется 1371 годом.
http://effigiesandbrasses.com/monuments/gottfried_iv_von_arnsberg/
29.12.2011 в 20:41
Кожа вытягивается и сильнее, формовали по металлическим коленям и локтям кожаные, отлично получалось. Опять же технологии укрепления кожи позволяют сделать такое колено достаточно жестким и крепким. Отбортовка там сомнительная, скорее это кожаный переходник. Про кольчугу — если не ошибаюсь в Музее Армии в Париже есть колено с кольчужной полосой, так что как версия — вполне подходит.
Год туда-сюда, учитывая погрешности при датировке — это не принципиально.