Копьё
08.03.2011 NadinКонечно, в 14-м веке были не только извращенческие мегакаркалыги типа «люцернского молота», но и всем давно известные и понятные, но оттого не менее интересные копья. И действительно, ведь с них же всё начиналось, ещё в каменном веке и позднее, в античность. Копья в огромном количестве изображены на ковре из Байе.
Что примечательно, даже в той нехитрой художественной технике, в которой был выполнен сей комикс 12-го века, мастер умел отразить разнообразие форм копий раннего средневековья.
А археологические находки открыли миру, что копьё почитали в те времена почти так же, как меч – украшали его наконечник драгоценными металлами и изящными рельефами, как например, вот это произведение искусство, найденное при раскопках под Ульмом (Швабия).
Этот наконечник датируется концом 13 века, на нём есть рисунок в виде креста и золотые и серебряные инкрустации. Что кстати было более типично для Италии, издавна славящейся своей любовью к украшательствам боевого вооружения, и подтверждает гипотезу о том, что южно-германское оружие находились под сильным влиянием итальянской моды.
/Вышеописанный наконечник копья из раскопок под Ульмом изображен слева.
Но всё же и не только его. В той же Франции, например, которая тоже, как назло, совсем недалеко от Швабии были совсем другие тенденции, тоже оставившие свой отпечаток на копьях приграничных территорий. А именно, 13-14-й века – время рассвета рыцарских турниров, а где, как не в Лангедоке, на юге Франции, жили самые крутые пиарщики Средних веков – трубадуры, прославляющие мощь копья. Думаю, именно они, задурив с малолетства народу голову ффсякой куртуазностью и тем, что тот воин крут, кто побеждал в турнирах, косвенно подталкивали более практичных и изобретательных оружейников Германии к усовершенствованию конструкции копья. Так, например, с течением времени копьё обзавелось:
- круглым щитком для защиты кисти всадника,
- крюком, позволяющим не уставать рукам бойца, и даже, страшно подумать,
- «талией» древка – для того, чтобы удобнее было его держать, у основания древко было толще, чем посередине.
- В разное время модернизации подвергалась длина древка, оно оковывалось металлом в районе наконечника, обтягивалось бархатом и тонким, дорогим сукном (но это я что-то уже на более поздние века перескакивают, пардон).
- Люди издевались и над наконечником копья тоже. Вот вам отличный пример – корончатый наконечник с зубцами в форме лилии, или скажем по-весеннему – тюльпана.
Изобретение подобного наконечника можно отнести на счёт идеи распределить ударную мощь на несколько точек, соответствующих зубцам. Фиг знает, мне так больше нравятся прямые наконечники, но раз такую штуку придумали когда-то – значит, и правда корончатым наконечником было проще выбить из седла противника?
Опять же смотря какая цель была? Если «джостра» — смертельная дуэль на боевых конях, то, безусловно, важнее защитные свойства копья – ну то есть щиток, защищающий кисть, и крюк, дающий преимущества выносливости.
Если «раннен» — этот такой турнир, в котором главное – «перебить» копьё противнику и неплохо бы его сбить с коня – то важнее о крепости древка подумать, да и убойный наконечник копья – тоже в тему. Короче, не было предела человеческому разуму в его стремлении усилить боевую мощь копья. Кстати, давайте-ка разберем, в чём она собственно заключалась.
Изначально копьё, как мы знаем, было метательным оружием – тогда древко оно имело небольшое, и кстати в этом своём качестве оно употребляется и по сей день, например, атлетами на летних олимпийских играх. Потом им начали колоть, и даже пытались начать рубить – из этой затеи, говорят, родилась алебарда.)
Наконец, вершиной копейной славы стали массовые сшибки ощетинившивхся строёв ланскнехтов, прочем, это уже совсем другая история.
В рубриках: Алемания, Древковое | Комментировать »