Жизнь св.Франциска на фресках и миниатюрах 14 в.
12.10.2011 NadinМеня всегда восхищали люди, оставившие след в истории, те, кто придумал какую-то фишку и смог заставить всех в неё поверить, заразить своей идеей других и, быть может, даже заставить Землю вращаться немного в другую сторону.
В детстве меня сильно занимал вопрос: «почему бедные люди соглашаются так жить? Как вообще получилось, что они должны быть без благ, доступных богатым?»
Так вот чуть ли не с первых уроков истории в 5-м классе мне было обещано, что, как только дойдём до изучения Средних веков, я получу ответ на терзающий меня вопрос. Не скажу, что это нам прям объясняли учителя, но даже и примитивного уровня учебника мне хватило, чтобы понять, что где-то на рубеже раннего средневековья бедных людей просто убедили в том, что отсутствие благ – это не порок, а наоборот, чуть ли не вознаграждение и вклад в лучшее будущее на небесах.
В том числе одним из самых успешных «убедителей» был Святой Франциск – человек жутко неординарный, талантливый и гениальный. Он был великим мистиком, романтиком, поэтом. Его проповеди завораживают, даже с учётом современных переводов и «додумываний». Что уж говорить про наивный люд 13-го века?!
- «Обручение с бедностью» – фрагмент фрески Джотто (1316-1317 г.г.) – едва ли не самый таинственный, печальный, романтичный сюжет великого итальянского автора. Мне во всяком случае он нравится больше других. Святой Франциск Асиззский и его «дама» в подвенечном платье с заплатами и в соломенной шляпе. Такое вдохновение и свобода в поступках монаха. Ведь действительно же – отбросил все путы, чтобы служить тому, во что верит. Блин, какая ж огромная воля нужна для этого!
- Второй известный сюжет из жизни Франциска – он проповедует птицам. Ну это вообще классика – «мне по фигу, даже если меня никто не слышит, я прав – и мне этого достаточно»!
- Ещё одна миниатюра – святой Франциск шьёт себе одежду (Англия, 14 век) – это про пользу аскетизма в повседневной жизни для духовного здоровья нации. Идея, не ослабевающая в умах всяких бунтарей со времен спартанцев и заканчивая философией группы «Разгром» из «Бойцовского клуба».
Можно продолжать и дальше, но дальше неизбежно придётся соприкасаться со всем этим гадко религиозным и приторным, так что, если будет желание – сами почитаете в Википедии. Лично мне нравится и близок образ святого Франциска-бунтаря против напыщенной, корыстной, коррупционной церкви, в голове не укладывается – как же у него вдруг проявились стигматы – ну точно был он не совсем от мира сего. Ну как за таким не пойти в орден? )))
А богословскую литературу – в топку!)))
В рубриках: Общество | Комментировать »