14.12.2024

Военный костюм: гамбезон Жуана I, 1385

07.03.2013 Nadin

Про один из наиболее хорошо сохранившихся стегачей средневековой Европы поведали нам португальские учёные в своей вот такой вот книжке.

Исследование авторами проведено очень подробное и качественное. Ещё бы — ведь данная стёганка для португальцев — всё равно что национальная реликвия, напоминающая об одной из самых значительных и героических побед в истории этого народа — битве при Альжуборотте. В какой-то степени португальскую Альжуборотту можно сравнить с английским Гастингсом, польским Грюнвальдом, или нашей Куликовкой. Вот писатели и расстарались, ну а, может, просто правительственный заказ/гранд отрабатывали)))

В итоге каждый милиметр, каждая ниточка гамбезона будем называть его так, потому что стёганка — не очень солидно звучит, да и подразумевает надевание вещи под доспех, а здесь налицо — что эта красивая штука для пафоса натягивалась поверх доспеха) изучена, рассмотрена под мощнейшими микроскопами, проанализирована в самых современных криминалистических лабораториях и исчерпывающе описана в инструкциях по восстановлению, которые были выданы рестовраторам национальной реликвии.

Основной материал гамбезона — шерсть, на которой имеются следы  краски, крови, а также фрагменты красного и жёлтого шёлка от аппликации и позолоченные нити вышивки.

Стоит ли говорить, что подобное богатство сразу же натолкнуло исследователей на мысль, что гамбезон принадлежал королю Жуану I — только ему по статусу полагалась такая роскошь. К тому же в записях церкви Носа Синьора да Оливейра сохранились записи (улики), косвенно подверждающие эту версию о том, что благородный король-рыцарь передал в дар священникам эту свою царственную и чрезвычайно дорогую шмотку со словами что-то типа «Я просил помощи и благословения перед битвой у Божьей Матери. Я победил в сражении. Благодарю за поддержку Святой Дух и т.д.»

В действительности, конечно, всё было немного по-другому: Жуан I сам своей грамотной подготовкой поля боя к предстоящей битве обеспечил себе преимущество перед франко-кастильско-леонской армией. А стегач подарил церковникам, потому что так было принято, и благородно, и полезно для пиара и имиджа молодого правителя региона, к тому же (и это подтвердили специалисты Института судебной медицины Лиссабона в 21-м веке) гамбезон был в алых пятнах крови, в дырах от порезов мечей, ну и хоть и по-прежнему красив и роскошен, но для дальнейшей носки не пригоден. Куда ж его было девать, кроме как подарить церкви, алчащей урвать свой кусок добра от дележки награбленного после победы над жирными испанцами и французами?) Выходит, что и правда артефакт в бою побывал — раз на нём и кровь и порезы… И, может, и правда, именно в нём король Жуан I рассекал на лихом, рыцарском коне в памятной битве при Альжуборотте?

Внутри стегач был набит льняным хостом и кардочесанной шерстью и прикрыт шёлковой коричневой подкладкой. (Анализ состава ткани профессором Института «École des Industries Textiles» г.Лиона Габриэля Виала в 1961-м году. Экспертная оценка датировки сохранившихся фрагментов ткани концом 14 века дана начальником кафедры по изучению древнего текстиля этого же Университета госпожой Марией Хосе Текстиной в том же году. А вот пошит он был, по мнению учёной тётички, скорее всего, в Италии. Вероятно, развитие текстильной промышленности Португалии в 14-м веке не позволяло присвоить себе и заслуги по изготовлению мега-крутого ништяка).

Снаружи, как уже говорилось, была роспись краской вокруг шёлковой аппликации герба — по всей видимости, и в верхней части груди тоже, но она не сохранилась и обычно «дорисовывается» киношниками/реконструкторами/стилизаторами и фальсификаторами произвольно в готическом стиле по аналогии с орнаментом, окружающим гербы нижней части гамбезона.

Кстати о гербах: с левой стороны (и в этом мнении все на удивление (ведь до наших дней дошло всего-то 20 % изображения) сходятся) изображен герб Португалии, наложенный на крест духовно-рыцарского ордена Сан Бенту де Эвиш, великим магистром которого на тот момент был Жуан I.

Что до выкройки и самой конструкции стегача. Самая примечательная вещь в нём — отсутствие рукавов — оно и понятно — жарко же в Португалии, но с другой стороны можно было бы и потерпеть, ради того, чтобы руки не отрубили. Но это я так, рассуждаю с точки зрения реконструкции этой стеганки для бугуртов. А в 1385-м году, когда Жуан I возвышался над пехотой на рыцарском коне, был облачен в кольчугу, в которой, возможно, дополнительно крепились стальные пластины для защиты локтей, плечей и прочего, ему тогда дополнительный амортизатор, защищающий от синяков и ушибов и не требовался, наверное. В любом случае, если очень хочется, можно же рукава сшить отдельно и пришнуровать к плечам, ссылаясь на другие источники 14 века, тем более тогда можно говорить о более северном регионе, чем Португалия, хотя, конечно, реконструкция уже будет не точной, а стилизованной.

Ещё примечательные детали гамбезона Дона Жуана I — это треугольные фестоны по нижнему краю, пробитые насквозь (не нависные) петли для застегивания одежды, набивные пуговицы.

В настоящее время данный военный костюм хранится в Музее de Alberto Sampaio в г.Порту.

Читайте также:

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Котдармы | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.