Тётушка «Дюссельдорф», Маргарита фон Равенсберг, 1389, Германия
08.03.2015 NadinМаргарет-штрассе – и по сей день одна из самых старых улиц Дюссельдорфа, ведущая в горы, носит имя этой средневековой тётушки. Ей посвящена удивительная по красоте статуя – шедевр нижнерейнской скульптуры: каждый дюйм этого изображения будто светится необыкновенной внутренней красотой и благочестием.
Маргарита фон Равенсберг (графиня Берга и герцогиня Юлиха) – это ожившая Мадонна и замершая в камне верная прислужница и дочь Девы Марии.
Её чело с правильными чертами кроткое и строгое одновременно. Её одежды вовсе не выдают богатейшую наследницу и блистательную графиню, каковой являлась она в действительности, они скрывают хрупкую фигуру и красоту женщины, приближая её к безгрешным идеалам абсолютной красоты.
За что же заслужила Маргарита фон Равенсберг такие почести в веках? Ведь это не она, а её мужественные деды и прадеды воевали в крестовых походах и плели изящные интриги, разжигая огонь Столетней войны, её братья и дядья были канониками, отдавая все силы души праведному делу Святой Церкви, но ни один из них не был удостоен такой долгой славы и памяти потомков.
Маргарита прожила свой век бесцветной жизнью, ничем не примечательной и не запомнившейся, однако, всё равно, помимо своей воли, стала образцом женской благодетели и идеалом средневековой спутницы жизни.
А надо было всего лишь правильно выйти замуж, чтобы герцог Юлиха, её супруг, без войн и кровопролития стал обладателем вначале в 1346-м году графства Равенсберг, а потом в 1348-м и всего Берга тоже. Ведь обескровленная по мужской линии династия Маргариты так и не оправилась после всех феодальных распрей, в которых на протяжении нескольких веков верные Берги всегда стояли на стороне императора, отдавая свои жизни и жизни своих солдат во имя великий идей и вассальных клятв.
А в результате 3 соседние земли объединились – столь редкое явление в эпоху расцвета феодальной раздробленности. Обстоятельства и грамотные быстрые решения правителей Дюссельдорфа 2-й половины 14 века способствовали тому, что город обрёл независимость, стал процветать. И всё это благоденствие началось с одной только удачной свадьбы.
Хотя казалось бы за контроль над торговлей Ганзы с Кёльном (путь пролегал через Берг) должна была разыграться жестокая война…
Не зря на скульптурном изображении в Альтенберге Маргарита и её муж высечены одинаковыми по росту, почти 4-х-метровыми фигурами – они были примерно равны по богатству, титулам и положению в обществе, если не сказать, что графиня была равнее.)))
Интересно, что единственный сын Маргариты и Герхарда так и не унаследовал титул отца, вместо этого он стал графом Равенсберга и первым герцогом Берга (до 1380-го года Берг был графством). Словно судьба вдруг смилостивилась над старинным родом и отдала ему наследника, причитавшегося по закону — отцовской линии Юлихскому дому. Так вышло потому, что на момент смерти Герхарда фон Юлиха его сын Вильгельм был ещё несовершеннолетним, и на долгие 50 лет титул и герцогство Юлих отошли к младшей ветви рода – брату отца, у которого, впрочем, тоже через 2 колена закончились сыновья, и в конечном итоге историческая справедливость и централизация власти на Нижнем Рейне всё-таки произошли, пусть не в 1348-м, так в 1423-м.
Ну а Маргариту фон Равенсберг (графиню Берга и Юлиха) иногда называют святой, или «тётушкой Дюссельдорф», иногда шьют по её надгробию объемные и многослойные исторические костюмы и очень часто приводят в пример как женщину, принесшую мир и благоденствие в неспокойные нижнерейнские земли. Может быть, это пропаганда, может, правда. В любом случае это тот самый пример, когда личность не играет роли в истории, но история играет личностью как шахматной фигурой, используя её жизненный путь в своих интересах.
В рубриках: Женщины | Комментировать »