19.04.2024

Святая Екатерина и ангел, Веронезе, 1570

13.06.2016 Nadin

5bfeb454bc59
В картинную галерею Пражского града пошли только, чтобы деньги не пропадали (все-таки она была включена в универсальный билет за 350 крон). В ней было душно от портретов, все больше темных, круглых лиц. Порой они скапливались на одном полотне в замысловатом до простоты сюжете и будто перетекали на соседнюю картину. Где-то встречались красивые оборки и фасоны платьев, где-то изящные тела. Но все больше портреты были странными до уродства, от них хотелось сбежать. И, наверное, эту атмосферу чувствовали и дизайнеры экспозиции-в критические моменты все-таки пейзажные разгрузки спасали, как соломинки в поглщающем тебе море грязных, темных лиц грешников.
И вдруг она! Вначале в маленьком формате. Если честно, взгляд притянуло даже не лицо, а развратная ручка ангелка, трогающая грудь. Я подошла, чтобы посмеяться, и вдруг встала, как вкопанная. Лицо святой Екатерины светилось! Мозг упорно стучал молоточком по вискам-это сочетание красок, просто много желтого на темном фоне, тайны нет!!! Но это было не правдой. Как и сам портрет не был картиной. У женщины на нем блестели слезы //тоже художественный эффект, это же ясно как белый день! Любой малыш тебе нарисует слезы не хуже//, но именно эти были настоящими в уголках божественно прекрасных глаз! Я никогда за всю жизнь не видела женщины красивее. Абсолютная женственность в каждом плавном изгибе шеи, груди, лица. Я не сиалкивалась с равным по силе воздействием искусства. Оно поражает, выключает, обнуляет весь пройденный путь. Сколько длилось мое зависание? Время тоже исчезло в момент откровения. На автомате двигаешься дальше, ощущая, как детали картины завязли где-то в глубинных складках твоей сущности, но даже и её внешний вид в памяти фиксируешь смутно. Остальные экспонаты-химеры, фальшивки. Только Святая Екатерина-настоящая. Мозг судорожно сравнивает ее с увиденными вживую Моной Лизой из Лувра, со Стикстинской капеллой из Дрездена, с Владимирской Богоматерью и девочкой с Персиками — эти картины тоже сильные, но всё не то: Джаконда интригует, зовёт и прячет в темных складках усмешки, дева Мария укоряет и заставляет чувствовать без вины вину, а серовская героиня навевает ностальгию об ушедших временах барства и ленности.
Ни одна из моих любимых картин не может сравниться с этой по искренности и чистоте. К своему стыду я даже не знаю её художника Паоло Веронезе. Википедия пишет, что это один из видных представителей венецианской школы 16 века, он знаменит другими картинами, не этой, нет. Копаешь глубже-мать художника тоже звали Катериной, быть может, это заряд сыновьей любви? Вы видите, как старается разум объяснить, впихнуть в рамки рациональности впечатление от соприкосновения с божественной сущностью? Всё правильно, мозг-молодец, сопротивляется сумасшествию.
Но вдруг на самом выходе, когда до спасительного турникета остается 4 шага, ещё одна Екатерина с мечом, огромная-выше человеческого роста, грозная и прекрасная и очень похожа на первую… Я не смогла найти в сети описание и даже репродукцию этого полотна, не знаю его автора (и только надеюсь, что это огромное полотно там действительно есть, а не фантазия), не сфотографировала на телефон сама, но, скорее всего, этот образ останется со мной на всю жизнь, я не смогу уже вернуться в прежнее состояние, в котором не было этой сияющей, возвышенной силы и красоты.
Если бы я жила в Праге, я бы жила в этой галерее, я бы заново рассмотрела все темные лица грешников, которые вели, готовили к встрече с ней, я бы точно смогла убедить себя в наличии объяснимых факторов откровения и оставила бы эту историю позади, а так останется лазейкой в потусторонний мир и будет точить как эффект незаконченного действия, как недостижимая, необъяснимая красота и самое сильное впечатление Праги-2016.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Прага-2016 | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.