23.04.2024

Стекло

19.01.2009 Roman

    Стеклу уже четыре тысячи лет, и открыли его, всего вероятней случайно, в Египте.

    Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спекшиеся куски бросали раскаленными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирались в пыль жерновами и снова плавили. Фриттование удерживалось еще долго по истечении средневековья, почему на старых гравюрах и при археологических раскопках мы всегда находим две печи – одну для предварительной плавки и другую для плавки фритт. Необходимая температура проплавления составляет 1450 С, а рабочая температура – 1100 – 1200 С. Средневековая плавильная печь («гуть»– по чешски) представляла собой низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плавилось стекло. Выложенная только из камней и глинозема, долго она не стояла, но на долго не хватало и запаса дров, и потому, когда лес кругом вырубали, гуту переводили на новое место, где леса еще было в достатке. Еще одной печью, обычно соединяемой с плавильной, была отжигательная печь, где готовое изделие нагревалось почти до точки размягчения стекла, чтобы тем компенсировать напряжения в стекле. В виде такой конструкции стеклоплавильная печь продержалась до конца XVII века.

    Гуляя по узким чешским улочкам в Праге, неподалеку от Карлова Моста, я наткнулся на антикварный магазин. И каково было же мое удивление, когда я увидел на полках стеклянные стаканы и бутыли, характерная форма которых указывала на то, что это ни что иное, как реконструкции средневековой посуды. Подобные формы мы можем наблюдать на страницах Манесского Кодекса (средневековый манускрипт 14 века). Вся посуда была зеленого цвета и, лишь вернувшись домой, я узнал, что немецкое и богемское «Waldglas» – лесное стекло, окрашенное в зеленый цвет полученным от сжигания растений поташем, было носителем традиции, восходящей к раннему средневековью. На стенках сосудов можно было наблюдать множество маленьких пузырьков воздуха, так характерных для «египетского стекла». Так называют стекло по современны меркам плохого качества, выплавляемого вручную.

    В период средневековья стекло, изготовленное в мусульманских странах и привозившееся в Европу купцами, путешественниками и крестоносцами, ценилось очень высоко. Некоторые восточные мастерские явно изготавливали стекло специально для христианских стран, например в Халебе (Алеппо) и Дамаске в Сирии. Стеклянные изделия общих для мусульманских стран типов производились в Египте, Северной Африке и Южной Испании.

   Подходящие материалы для производства прозрачного содового стекла существовали и в Венеции: кремнезем добывался из гальки реки Тичино, а щелочь – из морских и солончаковых растений. Первое упоминание о работе в Венеции стеклодела относится уже к 982. В 11 в., по-видимому, в основном производили бусы и другие мелкие предметы, а также мозаичные кубики. На протяжении последующих четырех столетий производство стекла приобретало все большую значимость. В 13 в. в городе уже было так много стеклоделов, что из-за боязни пожаров от плавильных печей их переселили на остров Мурано. Однако, среди изделий до конца 15 в. невозможно четко выделить какой-либо тип собственно венецианского стекла – они имитировали сирийские изделия и, следовательно, практически не отличались от них.    Сейчас мы можем наблюдать прекрасные образцы средневековой стеклянной посуды в … музеях Нюрнберга и Кельна. Более того, могу с полной увереностью сообщить, что такой стакан не только приятно взять вруки, но и напитки, выпитые из него кажутся вкуснее…

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Ништяки, Посуда | 5 комментариев »

5 комментариев

  1. Юрий пишет:

    » Еще одной печью, обычно соединяемой с плавильной, была отжигательная печь, где готовое изделие нагревалось почти до точки размягчения стекла, чтобы тем компенсировать напряжения в стекле»……это откуда?????

  2. Roman пишет:

    Фух, наконец заполнил все что хотел…

  3. nadin пишет:

    Ром, я так понимаю, что фотки стаканчиков — это из Музея Нюрнберга, да? Подпиши пожалуйста год и регион, если можно

  4. Roman пишет:

    Первая пара стаканов — музей Нюрнберга, начало 14 века, реконструкция и артефакт соответственно.
    Вторая пара — музей Кёльна, реконструкция и артефакт, 15 век.
    Последний стаканчик — конец 14 века.
    Ну можно сказать что типовые формы с пупырышками встречаются с начала 14 века и просуществовали до конца 15 столетья.

  5. Evgeniy пишет:

    Шикарные вещи, хочу я вам сказать, действительно стекло открыли в Египте, но гофрокартон там открыть не догадались, поэтому много экспонатов разбито, сейчас их перевозят в семислойной гофротаре, и нет переживаний, что реликвии будут утеряны

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.