25.04.2024

Средневековая армия: мотивация и дисциплина

15.12.2008 Nadin

    Но как бы прекрасна ни была тактическая схема, задуманная полководцем, реализовать её можно было только имея в подчинении дисциплинированное и замотивированное войско, а потому перечислим основные причины, почему люди шли на верную смерть в бой.

  • 1.Жажда наживы. Старо как мир, но со своими спецификациями. Война во все времена была делом прибыльным, но если сейчас она – жалкая служанка политики и экономики, то тогда, на заре зарождения современной западной цивилизации, всё было немного проще, по-другому. Шли воевать не для того, чтобы получить заказы для военных предприятий, а чтобы отжать лишний земельный удел,  поместье, награбить добра у побежденного врага, может быть, захватить пленника и продать его за несметные сокровища, которые обеспечат благополучное существование семье на всю жизнь, да ещё и родовой замок позволят отремонтировать, наконец, в случае удачного исхода компании можно вполне рассчитывать на щедрость сюзерена, который выдаст «премию» — часть общей добычи.
  • 2.Вторая причина ещё проще – желание подратьсялучше за благородное дело, которым в Средние века были, например, крестовые походы, ну или освобождение родины от захватчиков, отстаивание независимости маленьких государств типа Шотландии, Швейцарии, Фландрии.
  • 3.Третья причина – тоже из области духовного, благородного – это рыцарская честь. Иногда вопреки здравому смыслу, облаченные в дорогие доспехи, гордые рыцари шли в неравный бой с противником, который ну не то что был не так куртуазен, и даже не в том дело, что он ставил свою победу выше битвы и геройской гибели в ней ради сохранения чести воина – нет, это всё лирика, на самом деле враг просто пользовался правом сильного забрать то, что ему хочется. И что-то в этом есть глубоко возвышенное, настоящее. Это заложено в генах и ничего плохого в этом «праве сильного» нет, и вообще победителей не судят, а геройски погибших прощают, но забывают в скорости.
  • 4.Наконец, четвёртая причина – совсем бытовая и неинтересная. Дело в том, что в случае отказа сражаЦЦо умник мог запросто лишиться земельного удела, замка, поместий, а иногда и жизни. Так что перед веским материальным доводом неразумных вассалов всё же просыпалось логическое мышление, приводящее к правильному ответу на вопрос: «Ты со мной на соседа пойдёшь, или как?»

    Но допустим, армию мы всё же замотивировали, теперь надо застроить, чтобы и пикнуть не смели вперед батьки. Это тем более было трудно сделать, если учесть, что отряды зачастую приходили маленькие, разрозненные, и феодальная армия фактически состояла, как пазл, из маленьких кусочков. Добиться нормальной дисциплины можно было двумя способами:

  • 1. Гражданский: за непослушание отрубали руки, ноги, могли повесить или бошку снять с плеч, ослепить. Если не прибегать к увечьям (вдруг это у гения-лучника крышу малёк снесло от выпитого накануне эля, а лучники – они ж раз-два таких на всю Империю, а выращивать замену ему несколько десятилетия – пока выучишь всем секретам и натренируешь), то в запасе ещё была тюрьма, лишение владений, титулов и замков и т.д.
  • 2. Церковный. Сейчас уже этого нет. Могли отлучить от церкви: императора, графа, целый город, или даже область. Вот беда – так беда. Если папа накладывал интердикт, то есть запрет, например, на крещение младенцев, или отпевание усопших, это для нас фигня, а для средневекового богобоязненного человека это было хуже смерти, потому что фактически лишало его детей рая на небесах, закрывало перед отцами и дедами дверьна небеса, заставляя души скитаться по земле.

    //Миниатюры из Большой Французской Хроники, 1340 г.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Тактика | 1 комментарий »

Один отзыв

  1. Илья Рабченок пишет:

    Спасибо про мотивацию. К сожалению, в современных условиях офиса отрубание рук будет выглядеть как-то негуманно…

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.