23.03.2025

Сражение при Кондурче 18.06.1391: революционные методы Тамерлана

12.06.2012 Nadin

В наше время, когда говорят про Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига, всегда вспоминают Куликовскую битву, а сражение при Кондурче несправедливо игнорируют, хотя оно, возможно даже, в большей степени, чем победа Дмитрия Донского способствовало организации Московского государства.
Причина такого игнора – в том, что в битве при реке Кондурче не сражались русские. Она произошла между мусульманскими войсками Тимура и кочевниками золотоордынского хана Тохтамыша.

Маленькая предыстория.
Вообще-то Тохтамыша к власти привёл сам Тамерлан, немало вложившись в это дело финансовыми и людскими ресурсами. Но потом – хоп-хоп-хоп – так получилось, что под крыло Тохтамыша пошло очень много степняков, недовольных насаждением ислама и желавших сохранить культуру предков, что в одно мгновение оказалось, что у Тохтамыша власти, территорий и людей чуть ли не больше, чем у его шефа. Вассал взбунтовался, почувствовал свою неуязвимость, ощутил сладкий вкус власти и даже перестал бояться грозного Тамерлана. Ещё бы! Ведь, чтобы победить Золотую Орду, Тимур должен был одержать победу на её территории, а это было почти нереально, ведь, чтобы дойти до Золотой Орды, нужно было преодолеть глинисто-солончаковую пустыню – Голодную Степь, да ещё и с большим войском. Такое не удавалось ещё никому. Но собственно и таких гениальных татар, как Тамерлан, доселе не носила на себе матушка-Земля!

Три года Великому эмиру потребовалось, чтобы спланировать операцию. И ранней весной 1391-го он во главе огромного войска двинулся на северо-запад. Расчёт был на то, чтобы «идти вслед за весной» – стоит первой травке появиться на поле – тут же на него прибывают войска, стоит начать увядать – всё! Пора и честь знать, ехать на север, где зелень только распускается. (И плевать на «непоправимый экологический ущерб», нанесенный землям – война же!). Таким хитрым способом Тамерлан форсировал «гиблые места» — в первую очередь и самым трудным было заботиться о конях, ну а люди в степи-то прокормятся охотой там, или каким другим промыслом.

Историки отмечают очень быстрое продвижение войска Тимура в этом походе – порой за 1 маршбросок они проходило до 70 миль в сутки – скорость фантастическая для средневековой армии.
Естественно никто не ждал увидеть орды монголов в самом начале лета на западных границах Орды.
Тохтамыш не успел собрать вассалов, не успел разработать стратегию, обзавестись союзниками и «почистить» собственные ряды от предателей. Но даже и без этих мер он мог рассчитывать на победу, ведь его войска были дома, их было больше, и они не были утомлены длительным переходом, как у противника, не говоря уже о мотивации – ведь вот он грозный и беспощадный Тамерлан – он никого не пощадит, перережет все семьи, разграбит дома – мотивация в войске Тохтамыша должны была зашкаливать, как это всегда бывает при отечественных войнах.
Однако, все эти железные доводы разбились о непроницаемую тьму Тамерлановских глаз и его гениальных замыслов.
Всё дело в том, что Тимур воевал по-новому, не так, как привыкли и умели кочевники. Он опирался не только на силу мечей и скорость стрел, но и на революционные для средневековой Азии методы борьбы, в числе которых наиболее эффективными были:
— подкуп.
Не говоря уже о том, что половина верхушки знати сбежала от Тохтамыша, трепеща от тимуровской угрозы и спасая собственные шкурки, пока ещё не поздно. Так он ещё и главного знаменосца Тохтамыша подкупил. И в разгар битвы, когда ещё далеко не все точки над «i» были расставлены в этом сражении, знамёна татар были опущены, что во все времена и у всех народов было сигналом к отступлению. Воины Тохтамыша были дезориентированы, они не видели картину полностью и могли расценить это только как приказ к отступлению. Те, кто позадиристей, продолжали воевать, но большинство «послушных» воинов отступили.

— подрыв морального духа.
Про знаменитое «унижение Тохтамыша» перед началом битвы при Кондурче уже сказано и написано многое. Одни говорят, что перед началом боя Тимур выставил столы, заваленные жратвой на любой вкус, и начал праздновать-пировать со словами: «Никуда вы от меня не денетесь! Когда захочу – тогда и прихлопну вас, как муху!»
Другие – что пир имел место быть чуть ли не на поле боя и должен был заставить поверить золотоордынцев в то, что битва уже проиграна – хватит сопротивляться. В любом случае «психологическая» атака, новая для азиатов, привыкших биться честно, сработала.

— использование резерва.
Тимур держал до последнего козырь – свежих и самых крутых бойцов — в рукаве. Со своей позиции он видел, как трудно приходится его воинам, как трещат по швам под натиском врагов их шеренги. Он знал, кто сейчас, в начале битвы нужно заплатить необходимую кровавую цену за то, чтобы в конце сражения выпустить свежачок на поле боя. Именно отсутствие резерва у Тохтамыша стало решающим фактором в исходе этой битвы.

— надежные командиры.
Не будем забывать, что Тамерлан, прежде всего, был эмиром – в переводе – вождём, предводителем вначале небольшого отряда, с которым он впоследствии и захватил половину мира. Во главе его отрядов стояли не «самые титулованные», а следовательно имеющие право на личное мнение/ имущество/ цели люди, а те, кто прошёл с ним от самых низов до самой вершины: мирза Сулейманшах, Мухаммед Султан, мирза Мираншах, хаджи Сейф-ад-Дин, мирза Омар-Шейх, Бердибек. Именно опыт и верность «его шайки» способствовала успеху проекта.

— выбор поля боя.
Тохтамыш отдал инициативу противнику. В итоге поле боя были выбрано Тамерланом очень грамотно. Во-первых оно было неровным с достаточной степени, чтобы золоордынская конница не успела набрать разбег и мощно ударить. Во-вторых, были прикрыты фланги – по обеим сторонам поле битвы отсекала река. Издревле все кочевые степные племена делали ставку на фланговые удары, в данном случае проломить фланги Тохтамышу не удалось – атаки были отброшены.


— сохранить пехоту.
Самыми опасными в сражении с золотоордынцами были конные лучники. Чтобы пехоту тупо не перестреляли в начале боя, Тамерлан приказа построить окопы и дать пехтинцам большие щиты.

— боевое построение.
Тамерлан воевал в 7 «кулов» — боевых единиц: по два кула стояли на флангах что называется «в глубину» — таким образом, удар конницы Тохтамыша в спину был практически исключен – она бы не спела ни при каких раскладах пробраться через такой глубокий строй. 2 кула, как уже упоминалось выше, было в резерве. И один – в центре – чтобы не допустить прорыва через центральную линию.

— неотвратимая контратака.
Сдержав яростное наступление, Тамерлан двинул войска в контратаку. Золотоордынцы были не готовы психологически к такому сценарию, они так никогда не играли. В их рядах началось смятение, тем более ещё и флаг уронили, и богатеи сбежали на сторону врага… Вобщем, летописцы рассказывают про 3 дня сражения и землю, пропитанную кровью как минимум 200 тысяч человек, но мы отбросим фольклор и гиперболы – если б тогда столько людей полегло, не видать нам сейчас толп гастрабайтеров во всех городах России. Да и археологические раскопки не подтверждают «масштабы бедствия».
Так или иначе, но именно битва при Кондурче (географически это Самарская область) послужила началось заката Золотой Орды и в долгосрочной перспективе освобождению Руси.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Тактика | 2 комментария »

2 комментария

  1. Bazz пишет:

    Сленг ужасно неуместен, и шутки про гастарбайтеров — читать противно

  2. Nadin пишет:

    Bazz, такой формат блога — «своими словами о сложном», так что без сленга никак.
    кто сейчас не шутит про гастрабайтеров? это тренд времени.)))
    вообще основная цель статьи — поведать о военной стратегии, всё остальное — вводные и пояснительная мишура.

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.