28.03.2024

Сколько нужно якорей?

06.06.2012 Nadin

Развитие торговли и постоянный спрос на товары из-за моря способствовали увеличению размеров кораблей, следовательно, должны были увеличиться и габариты якорей. Но этого не произошло. Средневековые мореходы предпочитали покупать больше якорей, вместо того, чтобы удерживать на одном месте корабль с помощью одного. Спрашивается, почему?

Во-первых, потому что были утрачены секреты античных мастеров, умевших делать большие, надёжные якоря.

А то, что могли сковать в 14-м веке, было чрезвычайно сложно по технологии изготовления, ненадежно в эксплуатации и дорого-дорого-дорого!

Ведь вначале ковались веретено, рога и лапы якоря отдельно. Как правило, это были толстые железные пруты, которые обкладывались по бокам более тонкими прутиками, потом на всё это великолепие навинчивались «шайбы», чтобы вроде как скрепить детали. Далее конструкция нагревалась и выковывалась ручным молотом.

Как видите, схема не из простых. Чтобы собрать якорь требовалось большое мастерство и опыт, не зря в прибрежных городах Ганзы появились даже гильдии якорных кузнецов, с пециализирующихся исключительно на изготовление этих снастей.И всё же даже гарантии гильдии были бессильны перед низким качеством сырья, поставляемого в мастерские. Обычно самое лучшее железо шло на изготовление брони и оружия, а якорным кузнецам доставались ошмётки. К тому же сама схема, предполагающая нагревание до белого каления деталей якоря и сваривания их путём совмещения нагретых концов деталей, предполагала, что места сварки не будут супер-надежными и крепкими. А испытать якорь перед покупкой стоило таких неимоверных денег, что никто на это не соглашался.

В итоге зачастую бывало, что если судно больше 3-4-х дней стояло на якоре (ну то есть якорь за это время успевал основательно зарыться в ил), на палубу можно было вытащить либо куски якоря, либо классное ничего. Порой даже приходилось, чтобы уплыть, обрубать канаты и бросать дорогущий якорь в море, ибо он не хотел ни в какую подниматься наружу.

Зная об этой особенности, мореходы Ганзы предпочитали накупить 20 маленьких, дешевых якорей и уплыть в твёрдой уверенности, что даже если и придётся бросить один из них на дне – не беда, остальных с лихвой хватит, чтобы вернуться домой в целости и сохранности.

Форма якорей (судя по печатям городов) в Ганзе и в Средиземноморских городах-республиках была примерно одинаковой. С той разницей, что на севере они выглядели немного грубее, имели стреловидные, или сердцевидные штоки. А на юге были чуть вытянуты, не такими широкими, без лишних деталей на штоках.

Ещё о якорях от Скрягина

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Корабли | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.