20.04.2024

Шпалера «Труды месяцев»

14.02.2014 Nadin

SONY DSCНет ничего лучше в мире, чем смотреть на чужой труд. Так решили когда-то богачи из Эльзаса и заказали себе на стену роскошный дорогой ковёр-шпалеру «Труды месяцев» с изображением на нём сюжета ежедневного труда крестьян, батрачащих на благо богачей. Но, конечно, ковёр этот должен был быть ярким, радостным, красочным, чтобы услаждать взор гостей замка, где он висел. Никаких горестей, болезней и грязного прозябания, составляющих реальность бедняков, феодалы не заказывали.

SONY DSC
Вот и получился такой, весьма предвзятый, но поэтому и очень интересный взгляд богачей на крестьянскую жизнь 15 века, вытканный шерстью на льняной основе и ныне выставляемый в «Музее Виктории и Альберта» в Англии. Размеры ковра 39 на 273 см. Есть предположение, что остальные 6 месяцев вытканы на аналогичной шпалере, которая либо утеряна, либо хранится в какой-нибудь секретной частной коллекции.

SONY DSC
На этой шпалере изображено шесть сценок: вот крестьяне косят сено (июль), вот жатва (август), вот засевают озимые и боронят землю (сентябрь), давка винограда (октябрь), вот забой быка (ноябрь), вот отдыхают и пируют (типа декабрь). Все месяцы отделены друг от друга красивенькими деревцами. Фон украшен цветами и птицами – никаких холодов-голодов и напастей на ковре нет.

SONY DSC
Одежки у крестьян яркие, модные, дорогие, чего, конечно, не могло быть в реальности. И, к сожалению, на это почти никогда не делают скидку при реконструкции. С одной стороны это правильно, ведь есть источник – он единственный факт и истина, а то, почему он такой, о чем думал художник, его создававший, или богатей, его оплативший – не известно никому. С другой нестерпимо жаль, что при создании реплик мы почти всегда даже не интересуемся культурологической составляющей экспоната.
SONY DSCНапример, вот эта самая шпалера из Музея Виктории и Альберта может ведь нам поведать о том, что сюжет «Труд месяцев» был крайне популярен в Средние века, хоть и не носил религиозной нагрузки. Что одной из причин популярности этого сюжета было то, что его умели и учили рисовать: от мастера к подмастерью, от отца к сыну передавалась техника и композиционные решения. Мы могли бы насобирать целый цикл подобных рисунков из рукописей, книжных миниатюр, скульптурных групп, гобеленов, могли бы просделить динамику и диалектику образов и сюжетов и вставить это исследование в паспорт костюма, а вместо этого мы говорим просто «Шпалера. 15 век. Эльзас. Музей Виктории и Альберта» — и это ещё в лучшем случае…

SONY DSC

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Костюм, Лагерь | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.