23.04.2024

Проклятье Мантуи

26.09.2010 Nadin

   Это очень по-итальянски – когда каждый сам за себя: сын интригует против отца, а дядя против племянника.

    Так было в 14-м веке, так продолжается и поныне.

    Впрочем, речь сейчас не о нём, а о Франческо Гонзаге (1366-1407) – 4-м народном капитане Мантуии, ну или в переводе на общедоступный язык – о правителе этого многострадального города, оказавшегося в самом сердце борьбы между Венецией и Миланом. Что ж Мантуя была лишь пешкой, сырьевым придатком, если хотите, в этом споре «тяжеловесов». Только внешне она сохраняла самостоятельность и свободу, а на деле Милан говорит, что красавчик-Гонзага должен жениться на Агнессе Висконти (дочке Бернабо Висконти – который совместно со своим братом управляет Миланским доменом), и он женится и живёт «долго и счастливо», пока не меняется вектор власти на верхушке айсберга. Получилось вероломненько – товарища Бернабо подсидел собственный племянник – молодой Джан Галеаццо – он сказал, что направляется на богомолье и был бы не прочь поболтать с дядей, а когда Бернабо выехал за пределы своей резиденции ему навстречу, тот чисто по-родственному его заарестовал и фактически низложил, прибрав к рукам всю полноту власти в Милане. Ну и сами понимаете, достигнув цели Джан Галеаццо, как любой порядочный феодал, начал наводить порядок в домене. Конечно, ему не очень понравилось, что жена его вассала может подговорить доверчивого Гонзагу отомстить за старика Бернабо. И что же делает Джан Галеаццо? Он аккуратненько подкидывает слушок, что Агнесса Висконти изменяет супругу с каким-то там Винченцо да Скандиано. И хотя факт прелюбодеяния так и не был доказан, давление Милана и собственные свирепые подозрения заставляют Франческо Гонзагу отдать приказ об убийстве соперника (он был задушен в подвале дворца правителя Мантуи) и жены (Агнессе отрубили голову 7 февраля 1391-го года) – в конце концов, она была всего лишь тёткой, каких много?.. Подумал – и сам себе не поверил, и ушёл в безудержный загул на 2 года наш добряк Франческо Гонзаго, ну и в кондотьерское ремесло тоже ушёл – как без него?

     Миланский покровитель был доволен и терпел страдания Гонзаги очень долго, пока, наконец, не решил вмешаться в судьбу правителя Мантуи. «Жениться тебе надо, друг. И у меня для тебя есть прекрасное предложение – Маргерита Малатеста, дочка правителя Пескаро, девушка твоего круга и уровня. Вообщем всё решено

     «Ну решено и решено», — пожал плечами Франческо. В конце концов пора было подумать о проекте 5-го народного капитана Мантуи. Ах, если бы тогда знал бедный, славный Гонзага, какую свинью во всех смыслах этого слова подложил ему Джан Галеаццо! Можно сказать, что испаганил весь старинный род. Всё дело в том, что вместе с Маргеритой в семью Гонзага проник зловредный рецессивный «ген горбатости». В первом поколении, то есть у детей Франческо (у него было 3 сына), он не проявился. Ситуация ухудшилась ещё и тем, что его старший сын и наследник Джанфранческо женился ещё на одной носительнице болезни – на Паоле Малатеста – она к 30-ти годам начала скручиваться и стала уродливой горбуньей. Если помните биологию – в этой ситуации проявление рецессивного гена было предопределено – 2-е из 6-ти сыновей Джанфранческо Гонзага — Алессандро и Джанлусиндо стали жертвами рахита и не смогли стать великими рыцарями из-за этого. Третье поколение – и вот уже рождается девочка Сюзанна, которую ещё до её появления на свет по условиям брачного договора сватают хорошему жениху Сфорцу. Был скандал, имя Сюзанны изъяли из брачного договора, записав вместо неё туда её сестру Доротеи. Но молва не унималась, ведь и Доротею подозревали (и не беспочвенно) в склонности к болезни позвоночника, а с такой напастью она могла бы и не родить детей вообще, а что может быть страшнее для той, в руках которой судьба древней фамилии? Тут уж не до рассуждений о выгодах, сулимых браком, тут будущее решается. Ведь никто же не хотел иметь некрасивых потомков. Вообщем жених-Сфорц стал требовать официального медицинского освидетельствования, отец Доротеи согласия на него не дал, ну и дальше история умалчивает подробности.

    Доподлинно известно лишь то, что во всех следующих поколения Гонзага были горбатые. И это проклятье Мантуи — как наказание за чрезмерную послушность воле Миланских правителей, которую когда-то проявили Франческо и Джанфранческо Гонзага, и за безвинно-умерщвленную Агнессу Висконти- одну из самых красивых женщин Империи своего времени.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Империя | 2 комментария »

2 комментария

  1. Viktor Sharko пишет:

    Вот смешная история средневековья. Ну прям как у Ногу Свело «я — лилипут, а ты горбатая»

  2. Nadin пишет:

    Ну зато на костре точно не сожгут за то, что «красивая»)

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.