Про 5-ю главу
12.07.2014 Nadin
Пятая глава отличается очень-очень сильно, она ведёт за собой и даёт возможности открывать новые миры. Так незаметно, нечаянно, через призму жизни и чаяний простых В отличие от других разделов книги, где лаконично перечисляются факты, источники и предметы материальной культуры, в последней части всё пропитано духом гуманитарной науки. Вроде бы и соблюден общий принцип и стилистика единого повествования: много цитат, примеров, и всё хронологически выстроено, но между строк и картинок спрятана душа, что-то очень живое и тонкое, и его не укроешь под ворохом фактов. Это что-то — и есть удивительное свойство, присущее нет, не российской, но советской исторической науке, которая, прежде всего, учительница жизни и воспитательница моральных ценностей и идеалов, а уж потом строгий ревизор знаний.
В пятой главе предпринимаются попытки провести тебя сквозь временной коридор, чтобы стала понятной жизнь средневековых швейцарцев, показать тебе её изнутри, а это ведь самое вкусное, самое бесконечное для реконструктора. Но впрочем, никто не сделает за тебя этот шаг, кроме тебя самого: читай сноски, даже напечатанные тонким курсивом, розовые и коричневые фрагменты, рассматривай штандарты и витражи на иллюстрациях, не торопись, продли себе удовольствие, потому что этому не научат ни на лекции, ни на кафедре — любовь к рыцарским временам, она либо есть, либо её нет с детства, прикинуться не получится.
Но вместе с этим нематериальным, в последней части книги «Воинские традиции Швейцарского средневековья» много и всего, что называется «по делу»: факты, сводки, герои, события. Всё это сильно расширяет кругозор, поднимает культурный уровень, и вот уже и в обычной жизни появляется возможность блеснуть знаниями, которых от тебя никто не ждёт, и все сразу думают, что ты очень умный. Кстати, друзья написали пост, как перевести деньги зарубеж и в Швейцарию тоже можно.
Конструктивно глава состоит из трёх частей. В первой подробно описывается «Хроника Иоанна Винтертурского» — францисканского монаха, жившего в первой половине 14 века.
Во второй автор знакомит нас с жизнью и творчеством фрибурского нотариуса Жана Грюйера, это уже на сто лет позже. В третьей — главный герой Альбрехт фон Бонштеттен — декан Айнзиндельского монастыря, рассказывающий о событиях 2-й половины 15 столетия. Он и поныне считается одним из самых известных гуманистов и исследователей истории Швейцарской конфедерации.
Так сложно и многопланово (францисканец, нотариус, бенедиктинец) — специально, чтобы провести нас через разные регионы, годы, показать, как с течением времени менялись приоритеты и предпочтения, но главное — отношение к одним и тем же событиям, как видоизменялась память народа. Не зря глава называется «Опыт толкования нарративных источников», ведь кроме переводов средневековых хроник и фрагментов их анализа учеными 1960-х, например, автор как бы даёт вам задание, направляет, но не отвечает на озвученные вопросы, а это, согласитесь, приятно, что с тобой ведут диалог, как с равным, не навязывая собственные мысли.
Кстати об авторе — пятую главу написал кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Древнего мира и Средних веков, руководитель Центра исторической и культурной антропологии Артём Маслов из Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, а отредактировал и отрецензировал его научный руководитель настоящий профессор (уж простите не запомнила его фамилию). Чувствуете уровень? Всё по-настоящему!
В рубриках: книга "Воинские традиции Швейцарского средневековья" | Комментировать »