25.04.2024

Пенелопа и «женихи», миниатюра из рукописи 14-го века

02.10.2011 Nadin

Вот бы удивился автор «Одиссеи», если бы увидел, что время сделало с его героиней. Пенелопа из полуобнаженной, обольстительной красавицы в золотом венке и с сапфировыми  серьгами превратилась в строгую готическую даму в белоснежном головном уборе и в зеленом суконном (судя по рельефу складок) платье на контрастной подкладке. Даже и сам цвет её одеяния символизировал молодость и верность. Длинные полы, приталенность, «итальянский полукруглый вырез» — всё по последнему слову моды. Ну да, конечно, так и должна была выглядеть идеальная жена рыцаря 2-й половины 14 века. Нет никаких украшений, чтобы читатель рукописи не усомнился в благочестии героини. (Как раз ведь в это время было популярно учение св.Франциска о бедности, а так как рукопись вполне могла попасть в руки людей, придерживающихся этих убеждений, видимо, художник подстраховался, изобравив даму без «буржуйских» побрякушек.) Лицо Пенелопы опечалено тяготящим её навящевым преследованием «женихов». Она ткёт на станке, ну потому что так по сюжету задумано и, ещё из-за того, что знатным дамам, видимо, было свойственно в ожидании своего рыцаря из похода заниматься таким вот рукоделием.

Что касается изображений «женихов» на миниатюре — они тоже интересны с точки зрения анализа обнаженных мечей в их руках. Форма лезвий их фальшинов наиболее популярна в современной российской реконструкции – центр тяжести смещен к «зубу» клинков. Они максимально удобны для того, чтобы «рубить»,  Кроме того, на миниатюре подробно нарисованы мужские костюмы знати 14-го века. Мы видим, что длина упеляндов была или до колена, или до пят. Что застегивались они либо на пуговицы, либо с помощью шнуровки (хотя я бы предположила, что шнуровка – это на ватниках), пояса, колпаки на голове, шоссы – да по этой миниатюре можно целый реферат про костюм написать. Интересно, мог бы художник, её нарисовавший, предположить это? Ведь его-то задача была – всего лишь сохранить античное знание, переложив его на латынь, украсить рукопись картинками, чтобы подстегнуть читателя к её полному прочтению, он заботился о настоящем, а оказалось, что сделал большой подарок будущему, сохранив для нас свои мысли и ценности, передав маленький кусочек канувшего в лету средневековья через пергамент потомкам.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Доспех, Костюм | 4 комментария »

4 комментария

  1. Лутоборъ пишет:

    Здравствуйте,

    Извините, из какой рукописи это изображение? Как оно точно датированное? Ищу изображений длинных ножей и кордов (что-то в роде фальшиона без гарды и с ножевой рукояткой, не знаю или по-русски это то же самое оружие или отличается названием) из 14ого века. Вы имеете другие?

    С уважением,
    Лутоборъ

  2. Nadin пишет:

    Лутоборъ, к сожалению, я не могу Вам помочь, так как подпись к картинке неинформативна: указано название миниатюры «Пенелопа и женихи» и датировка — 14-й век.

  3. Лутоборъ пишет:

    Спасибо за ответ все таки. Вот — обобщение это большая всех проблема датирования. Недавно читал статью какого-то англичанина который придал тунике человека из Бокстен датировку 1250-1500 хотя по клобуке Шведы его датировали как-то после половины 14 века (с точностью 20 лет). Просто ужас…

  4. Nadin пишет:

    )))))))
    весёлая книжечка

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.