20.04.2024

Мечи Средневековья: Щербец

21.09.2010 Nadin

    Эта история началась очень давно. На востоке разрасталось бурно-развивающееся княжество Ярослава Мудрого, в государстве Польском сидел король Болеслав – импульсивный, амбициозный, одно слово – Пяст. Где войной, где хитростью он стремился отобрать себе земель побольше, с кем не воевал, у того дочек сватал, а потом, промотав приданное, возвращал царевн домой их папашкам и вновь женился, и вновь воевал. Вобщем, одно слово – распутник и сатанюга, с таким не захочешь породниться.     В один не самый прекрасный момент Болеслав вдруг обратил свои очи на ясный град Киев и задумал и его тоже под себя подмять. Выслал, значит, сватов Ярославу Мудрому, чтобы тот одну из своих 9-ти сестер Предславу за польского короля отдал.

      Конечно, Ярослав отказал просителю – он прекрасно понимал, что женившись на княжне, в случае войны Болеслав сможет сманить на свою сторону многих не особенно жалующих князя бояр, ведь для них поляк будет уже не подлюкой чужеземной, а мужем царевны, не говоря уже о том, что случись что с Ярославом Мудрым (а это всегда можно было устроить), и вот уже сын Болеслава и Предславы может претендовать на престол!

    Нет, официального брака с потенциальным завоевателем правитель Киевского княжества допустить не мог.

    Взбешенный отказом, Болеслав вместе с войском идёт на Киев с намерением поквитаться с дерзким Ярославом. (Ах, да, я не сказала – всё это происходит в самом начале 11-го века.) Но русские не настроены воевать, им лень и вообще князя нет в это время в столице, кто ж дружину-то поведет в бой. Болеславу второй облом – жену не дали, войну – тоже. Он в приступе гнева вытаскивает меч из ножен и бьёт им со всей дури в «Золотые ворота» Киева, которые только-только достроили в тот год.

    То, что произошло дальше, на мой взгляд, очень точно характеризует прошлое, настоящее и будущее отношений между нашей страной и Польшей – на прекрасном мече – настоящем образце изящного искусства средневековья – образуется бааальшая зазурбина, или щербина, если говорить на польский лад. Надо же — ни одного русского воина не вышло попячить Болеслава, так сами стены древнего града поглумились над польским королем, испортили ему любимую игрушку. Это говорит о том, что сколько бы поляки, или какие другие гниды не покушались бы на нашу родину – зубки-то им пообламают – рано, или поздно. На самом деле, конечно, никакой сверхестественной силой, противностью и патриотизмом стены Киева не отличались, всё дело в способах закалки, углеродном составе стали и других технических характеристиках мечей, изготовленных в суровых условиях допотопной металлургии.

    Что было дальше – а дальше Болеслав забрал Предславу в Польшу, сделал её своей любовницей, долго кричал, что нанес оскорбление всему Киевскому княжеству, но так и не добился никакой ответной реакции – ведь у Ярослава Мудрого было ещё 8 сестер, вот он и рассудил, что неразумно рисковать войском из-за одной девки. Что ни говори, а приземленности у наших предков всегда было больше, чем у крикливых соседей из Западной Европы.   

     Что до легендарного меча с зазубриной – он стал королевской реликвией дома Пястов – одним из символов Польши. В настоящее время он хранится в городе Кракове и любой желающий может взглянуть на него.

    В средние века мечам давали имена, их одушевляли. Вот и польский меч Болеслава Кривоусого стали называть Щербец в честь зазубрины, полученной в бою с «золотыми воротами» Киева.

     Реальная его история вообще-то прослеживается по документам с 13-го века, так что вполне может быть, что вся эта Санта-Барбара в отношениях Предславы и Болеслава – только романтическое мыло, однако, легенда есть, поляками она заучена и пропиарена – так что ещё лет 200 они будут радоваться, что покрамсали ворота и обесчестили княжну.

    Впрочем, с нашей стороны вроде как историками тоже не отвергается факт посещения польским королем Киевского княжества на предмет обзаведения молоденькой любовницей. Да и как отрицать, если сразу в 3- х летописях есть упоминания о Предславе (по-видимому, она была популярной политической фигурой своего времени): в Лаврентьевской, Ипатьевской и Радзивилловской?  Правда, в морально-этическом плане наши в отличие от шляхтичей основной упор делают на то, что «а меч-то мы им подпортили! Бу-га-га!)))»

    По мотивам: Й. Банашкевич, Болеслав и Предслава, „Ежеквартальный исторический журнал”, 1990, номер 3-4, стр. 3-35.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Мечи | 1 комментарий »

Один отзыв

  1. Олекса пишет:

    Болеслав, кажуть, був запрошений Ярославом у якості союзника для відвоювання Київа від Святополка Окаянного (справедливість цієї характеристики, доречі, нині тавиться деякими істориками під сумнів, але то вже інша історія). Союзники Київа відвоювали і Болеслав дійсно вступив із польським військом до міста, але Поляків, дислокованих у столиці, Кияни, справедливо розлядаючи їх, як окупантів, почали «потроху різати» (саме так і мовиться в літописі!)). Ясно, що Болеслав, це завваживши, визнав за краще відступити, поки було з ким).
    Насправді ж в середньовічній традиції міські укріплення, зокрема брама — це були не просто утилітарні практичні споруди: вони також мислилися, як символічні, мало не сакральні елементи міста. І вдарити мечем об браму міста вважалося великою наругою над ним (містом). Подібне міг здійснити хіба якийсь недоброзичливець, котрим зазвичай був окупант. З боку Болеслава це було своєрідною — ну і, справедливості ради, не вельми етичною — демонстрацією перемоги; а попросту кажучи — «понтами» над переможеними.
    Так що, пощерблення меча — це, швидше, паскудство з боку Поляків нам, ніж навпаки; але якщо після такого (ніби одержавши перемогу) круль польський сам накивав п*ятами (фактично) з міста, то варто визнати, що теза про «обламані зубки» в цьому випадку має навіть більше підстав, ніж у випадку з мечем.)))
    Доречі, сам Щербець, як доводять експерти — значно пізнішого походження (коло 14 ст.), і отже, «брати участі» у наступі на Київ в 11-м сторіччю не міг.

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.