07.03.2021

Мантии священнослужителей

23.07.2013 Nadin

Мантии католических священнослужителей, выставляемые в Германском национальном музее в Нюрнберге, в корне меняют наши представления о богатстве и сложности средневековых костюмов.

Они изготовлены из невероятной ткани! Плотная, качественная, дорогая. Каждая из них неповторима.
На одной мы видим сложнейший вытканный узор. Это ж какой фантазией нужно было владеть, чтобы придумать все эти фигурные хитросплетения солнышек, веточек, цветочков и корон! Ван-Гогу и Сальвадору Дали и не снилось. А какое внимание к деталям и мастерство исполнения. Ведь ни одна ниточка не выглядывает. Ни один стежок не положен неправильно. Я могу понять логику средневекового человека в грубой однотонно-грязной одежде, который видит епископа в таких вот сияющий одеждах – для него он был не просто авторитетом, а просто почти-богом. Даже и сейчас в эпоху раскладки узора на ткани, или ковре с помощью программирования дизайнеры почему-то не делают такие сложные и красивые вещи. А тогда в производство тканного узора была вложена и душа, и мечты, и величайшее мастерство на пару с усидчивостью.
SONY DSC
Вторая мантия ещё сложнее первой, ведь здесь присутствует вертикальная вставка расписанная не хуже любой иконы. Поражает воображение реалистичность изображений пресвятых дев на ней. Вроде бы они выполнены в типично готическом стиле, но если долго смотреть – просто-таки оживают на глазах – и как после этого не поверить в чудеса, Иисуса Христа и всё, что говорит священник в торжественных белоснежных одеждах. Кстати по поводу цвета – чтобы добиться большего эффекта, в нескольких местах ткань расшита серебряными нитями накидка блестит и в свете свечей кажется ангельски-сияющей. Ещё один секрет этого уникального памятника культуры 14 века – в объемных, как бы выступающих цветках на накидке. Они почти осязаемы. Мелкие красные и зеленые цветки только подчеркивают богатство и роскошь одежд епископа. Узор завершают вытканные золотом цветки в симметрично-расположенных треугольниках. И алые полоски из парчи по краям накидки, очерчивающие форму.
SONY DSC

Ну и, наконец, третья мантия – из тяжелой, алой, шёлковой парчи, на неё нашит огромный крест с очень реалистичной фигурой Спасителя, у ног которого плачет Мария-Магдалина, а над головой и у пронзенных гвоздями рук парят ангелы. Даже при тусклом музейном освещении воздействие этой вещи на человека прям-таки магическое. Сразу приходят мысли о бессмертии души и величии Бога, который словно возрождается из алого безумия шёлка.

SONY DSC
Я не очень-то разбираюсь в религии, и вряд ли смогу правильно подобрать термин для этих накидок, точно так же, как не смогу ответить на вопрос, есть ли какое-то правило, регламентирующее, белую, красную, или тёмную одежку надевать священнику. Мне все эти красивые штуки интересны, прежде всего, с точки зрения возможности средневековых ткачей и портных шить сложные, прекрасные вещи. Ну и собственно, в истории развития текстиля, наверняка, данные вещи занимают немаловажное место.
Датировка — 2-я половина 14 века, регион — Тюрингия (Германия).

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Сохранившийся текстиль | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.