Лютня
09.03.2011 NadinНадоело орать «Группу крови на рукаве»? Что ж и такое бывает к исходу 2-го курса. И это правильно – отказываться от отчаянных гитарных увлечений в пользу благочестивого звучания лютневой музыки. Всё-таки на настоящем реконструкторском фестивале гитара – лишнее, а петь ведь надо же под что-то.
История возникновения лютни своими корнями уходит глубоко в века. Её изображения мы можем встретить в настенных росписях времен фараонов и на свитках жрецов Древнего Вавилона, далее – в описи имущества богатых граждан Византии образца 8-го века н.э.и на росписях потолков в церкви Каппелла Палатина 12-го века в Палермо, ещё её упоминают в перечне грузов купцов, которые везли «сарацинскую диковинку» на побережье Испании и Силиции. Именно отсюда в конце 13-го века, косвенно благодаря влиянию дома Гогенштауфенов, лютня распространилась повсеместно везде в Италии и на южно-германских землях. Некоторые исследователи считают именно Швабию стартовой площадкой будущего лютневого завоевания Европы, а может, её просто завезли из крестовых походов? Кто ж теперь достоверно скажет.
Так или иначе, но не оспорим тот факт, что начиная с 14 века лютня прочно входит в изобразительное искусство как символ веселья, достатка, праздника и пира. А ней играют как мужчины, так и женщины.
Причем, чётко видно временное разделение: в начале 14-го века на ней играют с помощью смычка/медиатора, в конце – пальцами, отчего звук по идее становится более медленным, глубоким, божественным.
Считается, что лютни конца 14-го века:
- были сделаны из ели,
- имели 4 (максимум 5) парных струн,
- грушеобразный, овальный корпус,
- отогнутую ручку,
- их изготавливали из 1 цельного куска дерева.
- А ещё про придворных музыкантов-лютнистов шутили, что «они полжизни настраивают свой инструмент, а в остальное время играют на ненастроенном».
Впрочем, для черни, да кстати и не только для неё в не слишком благозвучном звучании средневековых лютен не было ничего отвратительного – ведь тогда в условиях ограниченности других развлечений любая мелодия могла сойти за волшебство и благо.
Так что не будем так же строги к лютневой музыке 14 века, как более «продвинутые музыканты Возрождения», чей насмешливый отзыв я имела смелость привести чуть выше. В конце концов, до нас ведь не дошло ни 1 сохранившейся лютни и ни 1 мелодии для неё, датируемых 14-м веком.
Всё, что было позже – в 16-17 веках, когда лютня стала царицей придворных балов – всё не то.
Опять же – если попробовать известные сыграть какой-нибудь мотив старинной песни на аутентичной, реконструированной лютне – получится очень даже красиво – много раз мы уже это проверяли.
Потому и популярны сегодня лютневые концерты среди многочисленных поклонников этнической и старинной музыки. Кстати некоторые красивые мелодии и полезные ссылки о лютневой музыки можно посмотреть вот в этой группе вКонтакте.
В рубриках: Общество | 1 комментарий »
11.03.2011 в 16:05
Откуда информация про изготовление из ели? Елка весьма специфична, я бы сказал, звучит.