Легенда о Белой Даме
24.04.2014 NadinШвейцарский старинный фольклор – штука не для слабонервных: что ни легенда – то сплошной драматизм и душещипательные сюжетные линии. Однако, как по-другому докопаться до сути и чаяний народа, кроме как погрузиться в самую чёрную глубину его переживаний и потом вознестись на самую недосягаемую высоту мечты о справедливости и возмездии?
Роза из Бероша была младшей дочкой самого бедного хлебопашцы кантона Невшатель. Отец и трое её старших братьев с утра до ночи работали на земле, она тоже, но кроме того, ещё успевала вести домашнее хозяйство: готовить еду, убирать и купаться по ночам в озере на досуге. (Угадываете влияние французской куртуазной мысли?)
Однажды ей повстречалась на озере Белая дама – пожилая женщина в светлых одеждах – она плыла на лодке и запуталась в камышах. Увидев Розу, Дама взмолилась: «Прелестное дитя, прошу тебя, вытащи мою лодку на берег. Я дам за это тебе несколько монет.»
Отзывчивая девушка, конечно, поспешила на выручку старушке, даже не задумавшись, что как-то это всё подозрительно выглядит. Я пропущу интимную сцену с одеванием, но она там в общем присутствует и весьма подробно описана.
Выйдя на берег, Дама стала говорить Розе, какая она красивая и выспрашивать про её любовные дела.
- «Да какие у меня могут быть женихи, если приданного нет, да и я нужна своей семье – без меня не справятся с работой? Руки мои черны и лицо от земли и труда. И никаких надежд на то, чтобы выбраться из нищеты. Ах, вот если бы я стала богатой!»
- «Я могу исполнить твоё желание. Я научу тебя секретам трав и как лечить людей. Но только от злобы и зависти мои отвары не помогут.»
И Белая дама показала Розе из Бероша как правильно собирать шалфей, мяту, липовый цвет, гусиную лапчатку, черемшу, таволгу и ясеневые сережки, как засушивать и делать целебные мази и отвары.
Так Роза. попрактиковавшись на своих домашних, с помощью секретов старушки стала целительницей, и не было ни одной болезни, от которой она бы не могла вылечить. К дому хлебопашца из Бероша потянулись вереницы больных со всей округи. Все они несли какие-то дары Розе: бочонки с вином, мешки муки, монеты. Вскоре её семья стала одной из самых богатых. Осуществилось самое заветное желание девушки, но оно же и стало началом конца.
Молва о несанкционированном предпринимательстве и огромных доходах целительницы разлетелась так же быстро, как слух о её врачебном таланте. Быстро нашлись люди, которым это было не по душе. И первым из их числа был местный рекетир, сколотивший банду, которая терроризировала окрестности, взимая «налог» за рыбную ловлю, выпас скота и т.д. со всех жителей близлежащих деревень. Разбойник не имел вообще-то никаких законных оснований на «дань», но взимал её по праву сильного.
А тут девчонка, да ещё и красивая… Отмывшись от пыли и грязи полевых работ, Роза стала чудо как хороша, особенно на фоне обычных крестьянок.
В общем, бандит хотел вначале просто на неё наехать, да не удержался и … ну в общем, изнасиловал и в озере утопил.
А ведь пока Роза не владела секретами таинственной Белой Дамы, никому она была не нужна – жила себе спокойной жизнью. Знания и богатство не довели её до добра.
И главное, никто не осмеливался отомстить за невинно убиенное дитя, хотя все догадывались, кто злодей, но у него ведь банда…
Тут второй раз всплывает образ Белой дамы. Вот интересно, что в других европейских легендах она обычно либо привидение, либо красивая фея, либо женщина благородного происхождения. И только у приземленных швейцарцев – пожилая женщина в светлых одеждах.
Так вот она начинает требовать справедливости и воодушевляет берошцев на то, чтобы они с топорами и вилами пошли на разбойника. И вроде вначале получается, но злодей не боится народного гнева – в его банде больше людей и они лучше вооружены.
Тогда старушке ничего другого не остаётся, кроме как рассекретиться. Одним словом, она превращает подонка в медведя. А вторым – делает его каменным. Третье чудо швейцарской феи – она превращает бездыханное тело Розы в красивый куст алого шиповника, её руки становятся изящными веточками, а уста – нежными лепестками алого цвета.
«При жизни ты была прекрасной и лечила людей. Пусть будет так и после смерти.»
С тех пор возле пещеры разбойника каждую весну расцветает шикарный куст шиповника. А вот каменную фигуру медведя не пощадило время – ветер и вода изменили до неузнаваемости её очертания, и лишь старожилы Бероша помнили и передавали потомкам из уст в уста эту поучительную легенду о прекрасной Розе, Белой даме, вреде незаконного предпринимательства и что не в деньгах счастье.
В рубриках: Швейцарская Конфедерация | Комментировать »