23.04.2024

«Как сидеть», или основные принципы работы в рыцарском седле второй половины 14 столетья

20.03.2011 Roman

    В ярком разнообразии мира российской исторической реконструкции уже не редкость коллективы людей, занимающиеся конной работой, будь то турниры всадников, показательные выступления на лошадях или просто любознательные попытки разобраться «как же оно было на самом деле» на близлежащей конюшне. К последним, относятся и активисты нашего клуба, которые уже не первый год пытаются прикоснуться к забытому исскуству верховой езды средневековья. И сейчас мы затронем основные принципы посадки и движения всадника в седле.

    Первое, что необходимо в этом интересном и непростом деле – реконструкция рыцарского седла. Конечно, к концу 14 века разнообразие седел довольно велико, они имеют много общего со своими предками седлами 11, 12 и 13 века. Можно сказать, что главным отличием, стало превращение «глубокого» седла в «высокое», что позволило уменьшить травмоопасность и существенно увеличить силу удара. Это хорошо видно при сравнении посадки 13 и 14
века на изображениях.

    Мы остановимся на одном виде стоячего или высокого седла 14 столетья, именуемом Hohsattel. Оно имеет специфическую конструкцию, являющуюся определяющей для посадки, движения при разнообразных аллюрах лошади и ведения боевых действий непосредственно наездника. Если верить изобразительным и скульптурным источникам, то с первой трети 14 столетья до самого конца средневековья структура этого вида не претерпела значительных изменений. Коротко говоря, оно имело так называемые “полки седла”, которыми опиралось на спину лошади, высокие переднюю и заднюю луки и «живец» — деталь их соединяющую. Вся конструкция помещена внутрь матерчатой подушки, набитой сеном, снаружи — покрышка из кожи. Подробнее все можно рассмотреть , к примеру, на сохранившемся седле Генриха V (1422 г.)

    Опробовав подобное седло в деле, нам пришлось осознать, насколько далекими и жалкими были попытки понять средневковую верховую езду на современных спортивных, строевых и казачьих седлах…

    Посадка на рыцарском седле прямая, такое ощущение, что даже не сидишь, а стоишь, опершись на стеночку (высокую заднюю луку). Сам наездник находится высоко над крупом лошади, что позволяет ему совершать любые манипуляции оружием, не боясь, к примеру, мечом отсечь уши своему четвероногому другу, что является не редким случаем у казаков… Что касается копья, то его так же становится удобно переносить справа налево и вниз при атаке на пешего противника.На ногах воины средневековья носили шпоры, с помощью них, легким касанием при повороте стопы, можно было отдавать команды коню, при этом не надо было садистски вонзать их в бока, как считают некоторые малообразованные любители нездоровых сенсаций…

    При движении на аллюрах предпочтительнее выбирать либо шаг, либо галоп, ибо рысь может быть весьма утомительной, смягчать вибрации конечно можно засчет люфта в щиколотке, но тем не менее…

    Бытует мнение, что рысью широко начали пользоваться позднее, когда требовалось сохранение строя при передвижении и маневре, ибо на галопе зачастую одна лошадь идет быстрее другой.Поскольку основным оружием рыцаря считается копье, копейные сшибки на войне тоже не были редкостью. При сшибании на копьях, всадник подает свой корпус вперед, ноги в стременах тоже уходят вперед и ассоциация со стоянием опершись на стеночку становится еще более устойчивой. Воин упирается задней поверхностью бедра в высокую заднюю луку седла и получается мощнейший удар копьем, в который вкладывается вес несущейся на галопе лошади. Вниманию тех любителей, что работают на строевых седлах – ни в коем случае не упирайтесь задом в взаднюю луку седла, ибо тогда вместо мощнейшего удара копьем, получится мощнейший перелом копчика.

   При ударе нередко копье ломается, оставаясь в теле жертвы или застревая в щите… Считается на средневековых турнирах умелым всадником был тот воин, что преломил больше копий…

    Приняв к сведению эти основные моменты, можно успешнее приблизиться к реконструкции средневековой верховой езды, чего всем и желаю.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Тренировки | 5 комментариев »

5 комментариев

  1. Viktor Sharko пишет:

    Хорошая статья, очень хотел об этом знать.
    А напишете о породах лошадей, а то известно что рыцарская лошадь должна быть большой, но на картинках 13 века лошади не очень большие. Вильярд де Оннекурт:
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Villard_de_Honnecourt_-_Sketchbook_-_16.jpg
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Villard_de_Honnecourt_Figure_equestre.png
    Зато куда больше становятся уже в позднем средневековье.
    То есть порода легендарного Дестирие возникла не сразу. А как?

  2. Roman пишет:

    Увы, образование не позволяет… но могу написать про хваты копья или положение рук при работе щитом с лошади)

  3. pan_vladek пишет:

    Roman можете ли вы поделиться «выкройками» рыцарского седла, которое исходя из фото вы реконструировали, а может и замечаниями по технологии изготовления, если это конечно не является вашей коммерческой или научной (еще не опубликованной) ценностью.
    Заранее благодарен

  4. pan_vladek пишет:

    И вопрос номер два:
    как соотнести «рыцарскую» езду стоя с опорой на заднюю луку и поздние рыцарские турниры в «немецком» стиле, где не было задней луки

  5. Roman пишет:

    Добрый день. На первый вопрос — ответ нет. На второй, не понял, какие именно турниры вы имеете в виду. На седлах 14в с редуцированной задней лукой или что-то еще?

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.