Интервью с Петром Поляком из «Кречета»


«Кречет» — одна из самых лучших мастерских по изготовлению доспехов в СНГ, ну а за его пределами… чёрт его знает, как там за кордоном, по-прежнему, хоть на дворе и 21-й век, о развитии реконструкторского движения на Западе мы знаем очень немного, так что без лишней скромности хочу похвастаться, что мне удалось взять интервью у одного из лучших оружейников в мире – у Петра Поляка из культового «Кречета».
- Расскажите как и когда возникла
идея организации мастерской?
Всё очень просто. Мы с Сергеем ездили давно на ролевые игры. Вначале хотели купить доспехи. Заказали в одном месте, а пришло совсем не то, что хотелось. Попробовали второй раз — и тоже остались недовольны тем, что нам сделали. В какой-то момент Серега попробовал сделать шлем. Получился он страшный, но вполне функцональный. Второй вышел уже очень даже ничего. Стали дальше учиться и пробовать — со временем начало получаться всё лучше и лучше.
Это было больше пяти лет назад.
- Где располагалась ваша первая мастерская?
Первые доспехи мы делали в гараже у друзей. Потом сняли сами другой гараж и 4 года там проработали, расширившись до трех боксов. А в прошлом году переехали сюда, на Дубровку, и теперь наслаждаемся нормальным помещением и относительным простором.
- В чём принципиальное
отличие изделий вашей мастерской от всех остальных?
Мы одними из первых в России начали «ковать на горячую», что дало принципиально новые формы. Ну, а также мы всегда стараемся сделать не так, как получается, а максимально хорошо и правильно, даже в ущерб затраченному времени и силам.
- Получается, что именно благодаря историчным технологиям вам удалось получить аутентичные формы доспехов, как на источниках?
Да. И не только формы. Меняются технологии работы с углеродистыми сталями, возможности термообработки и пр.
- А что значит, «ковать на горячую»?
Давай я тебе покажу.
Мы сперва изучили видео Эрика Дюбэ – канадского мастера по изготовлению доспехов. И попробовали сделать то же самое.
То есть вначале нагреваем газовой горелкой металл до красна.
Потом молотком отстукиваем. Металл лучше поддаётся обработке. В конечном итоге из него можно получить именно то, что хочется.
- Кайф! Просто
волшебство какое-то! А над чем вы сейчас работаете?
Мы пробуем делать цельнотянутые шлема. Вот этот кусок металла — это будущий салад.
- Что значит цельнотянутый шлем и чем он отличается от обычного?
Простой бацинет, например, изготавливается путём сварки двух симметричных частей шлема по середине. Впоследствии сварной шов зашлифовывается, и его можно увидеть только изнутри, да и то, если он не закрыт парашютом и вшивным подшлемником. В средние века так не делали. В основном все европейские шлемы изготавливали из цельного куска стали, путём её накаливания и придания формы.
- Интересно, а такой шлем будет иметь какие-то более крутые характеристики?
Принципиально ничего не изменится. Он будет прочнее, но не сильно.
- Зачем же тогда так заморачиваться?
Некоторые людихотят иметь доспехи, изготовленные по историчным технологиям, и готовы переплачивать за это.
- То есть цельнотянутые шлемы гораздо дороже?
Да, так. На изготовление цельнотянутого шлема мне потребуется минимум в 3-4 раза больше времени, чем на сварной. Соответственно и цена будет в разы больше.
- Сколько человек у Вас сейчас работает в мастерской?
2 мастера: я и Власов. И 6-8 человек — падаванов, которые только набираются мастерства.
- Да уж, немного. Как же вы тогда справляетесь со всеми заказами? Ведь, как известно, в России достаточно большой спрос на доспехи, а предложение — маленькое.
Раньше мы старались браться за всё, но вовремя поняли, что это путь в никуда. Теперь мы не выстраиваем длинную очередь, стараемся брать заказы, когда в скором времени сможем выполнить их.
- А как сделать заказ?
Можно либо к нам в мастерскую приехать. Наш
адрес: г.Москва, ул.Новоостаповская, д.5, корп.2
Либо оставить заказ на нашем сайте http://www.armoury.ru , и мы обязательно с человеком свяжемся.
Любой заказ предварительно очень подробно обговаривается: всё до мелочей уточняется. Мы определяем цену заказа и примерный срок изготовления. Если у нас на данный момент очень много работы и взятых заказов, мы не берем предоплату, а вносим человека в список желающих и связываемся с ним позже.
- А сколько у Вас сейчас состовляет предоплата?
30% мы обычно берём сразу. Ещё 30%, когда уже начали работу. Оставшиеся 40% после того, как изделие уже готово.
- Бывали ли случаи возврата, или отказа от изготовленных доспехов?
Да нет, вроде не было. Дело в том, что в процессе изготовки брони мы много общаемся с заказчиком, подгоняем ему доспех тютелька в тютельку. Так что наши клиенты становятся нашими друзьями. Если что не так — там подрезать нужно, или подтянуть чего-то — так это мы же без проблем.
- Ну а вообще, как вы считаете, кто ваши основные конкуренты?
Мы работаем в высшем ценовом сегменте, но при этом мы вовсе не считаем, что у нас дорогие доспехи 🙂 В них вкладывается очень много труда.
Есть несколько отдельных мастеров (не мастерских), которые работают с теми же технологиями и той же тщательностью. Но редко когда мастер сочетает и тщательную работу с источниками, и сложную ковку, и работу с углеродистыми сталями и термообработку. Поэтому многие наши клиенты считают, что по соотношению цена-качество у нас конкурентов в СНГ фактически нет.
- Неужели нет? Ведь на фестивалях можно встретить такие красивые доспехи? Они что, все вашего производства?
Нет. Хорошие мастера, конечно, есть. Например, Женя-Харлей из Симферополя, или Лев Хорев из тверского «Ланскнехта», Михаил Федоров из Питера. Но у них изготовление доспехов не поставлено на поток. Они делают какие-то хорошие индивидуальные образцы. Но ровно настолько же вероятно, что какой-то экземпляр у них не получится.
- Ну а вообще, какие доспехи нравится делать больше всего?
Пятнаху-шестнаху, где много ребрышек, есть красивая геометрия. Очень любим делать фэнтезийные доспехи, потому что там возможен полет фантазии и отход от строгих канонов историчности, но их заказывают редко. Если в отношении прикидов на ролевых играх сейчас всё более, или менее на хорошем уровне, то состояние железок оставляет желать лучшего.
- Кто же тогда ваши основные заказчики?
Основная масса, конечно, из Москвы. Это клубы Гастингс, Рыцарский Замок, Нюрнберг, Берн. Работали и на питерское ПЛК, и на питерский Нюрнберг, для заказчиков из Уфы, Петрозаводска, Саратова.

В рубриках: Интервью, Ремесленные мастерские | Комментировать »