23.04.2024

Fresslieder- песни о еде

23.11.2010 Nadin

Когда в период с 10 по 12 век в средневековой Европе произошёл демографический взрыв, кроме всяких положительных плюшек, таких как увеличение числа рабочих рук и воинов, человечеству пришлось лицом к лицу столкнуться с новой тяжелой проблемой – с тотальной нехваткой еды для населения. Решить её могли бы новые технологии, которые позволили бы более качественно обрабатывать почву и, вследствие этого, получать больше урожая. Но на всё новое и инновационное было наложено жёсткое «табу», так что и мечтать не приходилось о волшебных «сеялках и комбайнах». А потому цивилизация пошла по экстенсивному пути, а именно, принялась расчищать новые посевные площади. Беда лишь в том, что после выкорчевки леса первые 2 года урожаи были никакущие, а на третий, как правило, приходила какая-нибудь чума, война, или холера. И посевы бросались, как нерентабельные, ведь некоторые культуры в определенных областях давали урожай всего лишь 1 к 2, 1 к 4-м – не больше. Ну как в таких случаях выжить? Впрочем, выживать пытались: ели траву, землю, кору деревьев – прямо как оголодалые зайцы во время половодья. От этих «сладостей» начинало скручивать живот, появлялись славные последствия в виде поноса, рвоты, ослабленности иммунитета и следовательно болезни. Не намного лучше чувствовали себя те, у кого еда вроде и была, но плохенькая. Ведь от потребления зараженного спорыньёй зерна можно было, например, заболеть проказой. Надеюсь, никому не надо объяснять, что хуже этого ничего на свете не бывает: отваливаются пальцы, струпья – бррр! Гадость! Голод – не тетка, голод – дядька. И жить в условиях пермонентной нехватки продовольствия, хоть хочешь, хоть не хочешь, приходилось в любом случае. Вот и придумал предприимчивый, веселый народец себе для успокоения души и всяческих нервов специальные песенки о еде. В последствии этот жанр стал назваться Fresslieder.

В них людишки мечтали о манне небесной и вообще о почти-библейских чудесах: «Вот засну я, а проснусь с куском хлеба за пазухой». Ну потому что хлеб был самым распространенным продуктом того времени. Впрочем, не только он. Заточить свежей говядинки в компании хороших людей, а потом завернуть кости теленка в его шкуру, и алейгоп – наутро чтобы теленок ожил, был резв, здоров и молочен! Это запросто. Для такого дела и чуда не жалко. Главное, не забыть свзять это чудо с чем-нибудь до боли католическим, ато, глядишь, и сжечь могут за ересь всякую языческую, если вовремя имя какого-нибудь благородного святого в историю не вставишь. Ну а благородным святым, им-то понятное дело всё можно – и телят оживлять, и хлебцы размножать, и муку намолить у Боженьки.

Fresslieder – песни о еде были чрезвычайно популярны среди населения. И не только потому, что они возбуждали мечты, оптимизм и веру в лучшее будущее, просто они отражали текущую, самую острую проблему общества, были близки и понятны каждому от короля до крестьянина. И наиболее известным произведением Fressliederа является, безусловно, «Роман о Лисе» — трогательное повествование о приключениях одного авантюриста, движимого одним лишь властным голосом вечно пустого желудка, и добывающего не совсем честным и законным путём угрей, сыр, селедку, курятинку и прочие вкусности, которых многие простые люди могли и вовсе за всю жизнь ни разу не вкусить, не то, что богатеи… Вскоре культ еды эволюционировал в сословный признак. Богатеи стали кичиться своими пирами, сытыми желудками и вообще всяческими съестными запасами.

Конечно, были и те, кто в соответствии с заветами Святого писания в первую очередь заботился о ближних, как, например, Карл Добрый: «Он кормил в Брюгге сотню бедных, и от Великого поста до новой жатвы каждый из них ежедневно получал по большому хлебу. Он упрекал за позорное повеление горожан Гента, которые позволили бедным людям умирать у дверей их домов вместо того, чтобы дать им пищу. Он запретил варить ячменное пиво, чтобы лучше прокормить бедняков. Он приказал также выпекать хлеб из овса, чтобы бедняки могли бы по крайней мере продержаться на хлебе и воде. Он установил цену вина в шесть су за кварту, чтобы остановить спекуляцию купцов, которые были вынуждены таким образом обменивать свои запасы вина на другие товары, что позволило легче прокормить бедняков. Он распорядился также, чтобы каждый день за его собственный стол садилось тринадцать бедняков». Круто, да? Думаю, его бы реформы в нашу повседневную действительность – авось и не стоила бы гречка по 70 рублей за 900 грамм в магазине.

Но что-то я отвлеклась. Как и у всего остального модного, судьба у Fresslieder-а не была совсем уж долгой и веселой. Спустя время, песни о еде эволюционировали в комплименты правителям и заслуги несуществующих дальних предков дворян. Одним из главных положительных качеств народного кумира стало то, что он являлся добытчиком еды, в результате чего родились легенды, что бриттами правит свинопас, а франками потомок сеятеля. Наверное, это и правильно – восхвалять тех, кто не даёт сгинуть с голода. Опять же – не придумай они этого тогда, в тёмное-тёмное средневековье, у нас бы сейчас был совсем другой менталитет, жизнь и общество.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Баллады | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.