Дело Тидемана
05.10.2010 NadinВ 14-м веке было много чего придумано и усовершенствовано в области доспехов, оружия и прочего металла. Но судьба «всеобщей модернизации», оказывается, была мягко говоря «не для всех», а точнее «категорически противопоказана» для целого ряда различных предметов материальной культуры, в том числе и для католический распятий. Думаю, не надо говорить, как много христианский крест значил в роли средневекового европейчега – он был и средством от всех болезней, и ключом к спасению бессмертной души и просто необходимым атрибутом, чтобы не вызывать аллергии у инквизиции.
Показательна история о «деле Тидемана» – немецкого резчика по дереву, который в 1306-м году изготовил распятие для одной лондонской церкви, ну и забавы ради – пририсовал на нём чего-то там от себя. Крест повесили в церкви туда, куда следовало. Народ бы и ничего не заметил бы, если бы священники сами первыми не подняли «шухер».
«Распятие было вырезано неправильно, в полном противоречии с церковными канонами… и к этому распятию потянулись толпы как к настоящему, что было совсем не так, и в этом мы видим огромную опасность для души,» — примерно так заключил епископ и волевым решением постановил герру Тидеману:
- А) вернуть 23 фунта, заплаченные ему за изготовление неудачного распятия,
- Б) тайно без всякой огласки, то есть до зари, или после заката солнца унести распятие в какую-нибудь другую епархию,
- В) дать торжественную клятву никогда больше в своей жизни не делать для продажи и не предлагать в качестве подарка «деформированные распятия нашим епархиям».
Во как! Ну кстати «дело Тидемана» было не первым в серии ему подобных. Куда как более содержателен пример одного испанского горе-ремесленника, попавшего в аналогичную немилость к епископу Туи за изготовление некрасивого распятия в конце 13-го века. Здесь, впрочем, формулировка в «приговоре» была более жесткой: «Он вырезает искаженные фигуру Господа так, чтобы при взгляде на неё вера христианского населения превращалась в отвращение. Презирая святой крест, он изображает Христоса так, что у него 1 нога наложена на другую и пронзена одним гвоздем. Это явно нацелено на уничтожение веры в Истинное распятие и традиций Святых отцов.»
После таких грозных обвинений в строгой Испании стоит ли удивляться тому, что имя злополучного ремесленника нигде не исчезает из хроник?
С другой стороны – пошумели-потопали ногами, наказали новаторов и… постепенно перешли на то самое изображение Гопода на распятиях с перекрещенными лодышками и пронзенными одним гвоздём стопами. Эта традиция как раз утвердилась в 1-й половине 14-го века, тогда как в 11-12-начале 13-го века традиционным считался крест с изображением Христа, у которого 2 ноги стоят рядом и обе пронзены гвоздями.
В рубриках: Общество | Комментировать »