Чиа Орделаффи
02.08.2014 NadinОплот, который долго защищался
и где французов алый холм полёг,
в зелёных лапах ныне оказался.
(с) Данте
Что-то нынче потянуло на «Божественную комедию», а точнее на тот маленький фрагментик, посвященный делам итальянских сеньоров Орделаффи в городке под названием Форли. В своём бессмертном произведении Данте не очень-то почтительно отзывается о них. Быть может, потому что исторически власть этой семье никогда не была дарована небом, или императором с высочайшего благословения. Орделаффи хитрили, крутились, старались выбраться наверх всеми возможными способами. А это ведь было так непросто в неспокойных итальянских землях, где все интриговали и воевали против всех. Но начну по порядку.
В 1163-м году некий Пьетро де Орделаффи арендовал монастырь Святого Меркулиалия близь города Форли. Ну то есть как арендовал – платил Папе Римскому определенную мзду раз в год, собранную вообще-то с добропорядочных прихожан-жертвователей. Было ли это честно? Нет, ведь пожертвования предназначались Богу, а не его наместнику на земле. На них монастырь должен был разрастаться, украшаться картинами и скульптурами, а на деле всё, что выше оговоренного оброка, шло в карман предприимчивому Орделаффи-первому, ну а от него – в карманы других арендодателей, сдающих поместья, лавки, поля поблизости. В итоге сложилась несколько парадоксальная ситуация – в конце 12 века огромные участки земли и множество собственности в старинном Форли контролировались этим господином, который по большому счёту никаких имущественных прав на них не имел, но это пока… С течением лет к сеньору привыкли, забыли про то, что он не совсем сеньор, ну и это позволило ему включиться в борьбу за настоящую власть. Южане – они да, плодовитые. Род Орделаффи оброс большим количеством смелых и сильных наследников-племянников-дядьев. Те, кто помладше, да поотчаяней из них по моде того времени сразу шли в кондотьеры и там добивались почестей, таких же, как у настоящих аристократов. Ну а старшее поколение полуоткрыто враждовало с другими коммунами, отчаянно выворачиваясь и юля между папскими и имперскими приказами. Вся сложность для сеньоров Форли состояла в том, что по одним владениям они были вассалами короля, по другим должны были служить папскому престолу – в частности, тот самый монастырь Святого Меркулиалия – знаменитого воина, освободившего эти места не мало-не много от дракона (!!!) накладывал совершенно однозначные обязательства на Орделаффи. Когда же в 14-м веке конфликт между светской и духовной властью обострился, им пришлось выбирать.
В те времена главным в роду был Франческо II – очень храбрый, но не слишком удачливый и дальновидный рыцарь. В юности он выбрал себе в жены сеньорину Марцию Ульбадини – вот у неё-то как раз с расчётливостью всё было прекрасно. С одной стороны это было, конечно, хорошо, потому что в лице Марции Франческо обрёл верного советника, гораздо более опытного в делах политических, чем он сам. С другой – иначе как великой вселенской любовью этот очевидно неправильный выбор спутницы жизни сеньора Форли, которому на роду было написано балансировать на лезвии ножа между гвельфами и гиббелинами, лишь бы только не вписаться в войну на одной из сторон конфликта (а иначе ведь по-любому проигрыш! Какими-то из земель придётся жертвовать), не назовёшь. Марция была внучкой Оттавиано – священника-безбожника, помещенного тем же Данте на 6-й круг ада вместе с Фридрихом II Гогенштауфеном:
Здесь больше тысячи во рву;
И Федерик Второй лёг в яму эту,
И кардинал; лишь этих назову.
Это про него написано.
А ещё ему приписывается фраза: «Если есть душа, то я погубил её ради гибеллинов».
И как католический священник мог такое произнести да ещё в 13-м веке! Вот уж действительно костры инквизиции по нему плакали.
Но вернёмся к его пронырливой внучке. Во всех походах своего безрассудного супруга она принимала участие, во всех политических решениях советовала и направляла. У нас в России такое поведение сочтут слабостью воли мужчины, но мы-то и не знаем мудрости и коварства итальянских женщин – этих истинных дочерей Евы.
Примечательно, что, будучи ещё холостым, Франческо ведь участвовал в походе на Феррару на стороне Иннокентия VI , потерпел поражение, был пленен, а потом освобожден без уплаты выкупа.
А как женился – тут де перебежал на сторону гиббелинов, навлек на себя отлучение от церкви, а потом ещё и крестовый поход!!! И всё из-за женщины, пусть даже очень незаурядной!!!
И действительно, её стратегическому мышлению мог бы позавидовать любой полководец.
В мае 1351-го года в результате каверзной ловушки, придуманной Марцией, был вызволен из западни Людовико Орделаффи (брат Франческо) со всем своим войском. Именно это событие позволило её мужу одержать крупную и неожиданную победу в битве при Давадоле. Но, впрочем, кроме одного лишь анонима Vita di Cola di Rienzo про это событие никто ничего не сообщает, поэтому трудно, спустя столько лет, выяснить детали этой военной операции.
В истории Италии, да и всей готической Европы Марция Орделаффи известна по другому поводу. Она вошла во все средневековые легенды и учебники, как отважная воительница, легендарная Чиа, с мечом, щитом и в ореале развевающихся золотых знамён с зелеными львами отстаивающая во главе войска цитадель города Чезена в 1356-м году. Её муж и отец уже были в плену. Папские крестоносцы под предводительством кардинала Альборноца окружили замок со всех сторон, днём и ночью предпринимали отчаянные попытки взять его силой после того, как «мирные переговоры» не увенчались успехом. К слову, со стороны гвельфов уговаривать дочку сдаться пошёл отец Чии. Но она не дрогнула.
« Мой дорогой супруг Франческо в письме поручил мне заботиться о замке. И я буду его защищать до последней капли крови.»
Да уж, крови в той осаде было предостаточно. Крестоносцы подкатили осадные орудия, обрушили на стены бедной цитадели град из камней и огненных ядер. В итоге крепость загорелась. В панике её защитники стали разбегаться кто куда, но Чиа личным примером беззаветной храбрости остановила многих. В результате чего очередной приступ крестоносцев был отбит.
Однако, положение осажденных всё ухудшалось. Уже и без того на протяжении нескольких последних месяцев они голодали и испытывали нехватку питьевой воды, а теперь ещё и дым, и обрушившаяся часть стены…
Народные легенды гласят, что и по сей день между двух башен вновь отстроенной цитадели на месте, где когда-то были разрушены крепостные стены, появляется призрак мужественной воительницы Чии Орделаффи. 3,5 евро стоит этот аттракцион «Ночь призраков» в Рокка Малатестиана (так теперь называется этот замок).
Вообще же этот миф бережно оберегается и образ женщины, возглавившей героическое сопротивление многократно превосходящим по количеству и силе войскам противника, бережно культивируется, не смотря на то, что в той войне Чиа проиграла.
В 1357-м году Орделаффи потеряли Чезану, в в 1369-м и Форли тоже. Одним словом, удачливой кондотьерсую карьеру Франческо не назовёшь. Зато сохранил жизнь. Мало кому в средние века удавалось прожить 63 года, оставить след в истории, стать примером верной и любви и преданности. Ну а Форли вернулись в зеленые лапы Орделаффи уже в следующем поколении графов.
В рубриках: Женщины | Комментировать »