Бургомистр
03.10.2014 NadinСогласно семейной легенде, именно предку Отто фон Бубенберга герцог Церинген поручил основать город Берн на выбранном им месте. Согласитесь, удобная версия во время выборов бургомистра. Ну и собственно на протяжении всего 14 века графы фон Бубенберг трижды занимали эту должность, в том числе во время Земпахской битвы.
В те дни градоначальником был риттер Отто – потомок знатного алеманнского рода, защитник вдов и сирот, гарант в вопросах наследства и справедливый судья в распрях внутри гильдий. Граф (но, впрочем, графом его называть не очень правильно — в швейцарской традиции титулы граждан Берна старательно опускаются, заменяются указанием их принадлежности к какому-либо сословию. В частности, перед фамилией Бубенберг всегда стоит «риттер», что означает — военный, рыцарь) был абсолютным примером подражания во всём, начиная с воспитания детей и заканчивая благочестивостью и заботой о церкви. Редко когда встретишь в истории столь достойного джентельмена. Тем удивительнее, что его слава в веках почти не сохранилась, её затмили подвиги потомка Адриана – героя мюртенской битвы, угробившего все состояние на походы в неведомую Святую землю, ну да это было много позже.
В 1386-м про участие Отто фон Бубенберга в знаменитом сражении не упоминается даже косвенно. Если Шарнахталей условно изображали горцами, а Бонстаттенов – «лесными жителями» (от латинского Baum – место, где много деревьев, проще говоря, чаща), то вот с Бубенбергами всё обстоит значительно сложнее. Записи о их деятельности периода 1384-1386 годов тщательно стерты и отфильтрованы. Тем удивительнее, ведь герр Отто был вообще-то публичной персоной, про него в каждой архивной бумаженции поэмы написаны, а эти 3 года — как будто и не было рыцаря, канул в лету.
В действительности, политическую деятельность бургомистра Берна в этот период была чрезвычайно насыщенной и интересной. Хитрыми инригами, блефом, военными угрозами, тщательно-выверенным давлением на нужных людей он добивался день за днём, поместье за поместьем доминирования города в регионе. Нет доказательств, но всем понятно, что угасшая династия Кибургов – в том числе и на его совести, ведь именно бургомистр нависал над любыми путями выхода семьи из сложного положения,словно коршун, и душил долговыми расписками, как палач.
Будучи днём образцом для подражания и оставаясь им на страницах средневековых хроник, Оттто фон Бубенберг, как человек дальновидный и умудренный опытом, укреплял внутреннюю общину, налаживал связи между кантонами клятвенного союза, беспощадно провоцировал и третировал врагов, оставаясь неуловимым для них.
Стертые записи в архивах кантона Берн свидетельствуют ещё и о том, что бургомистр Берна страховался на любой пожарный случай. Благо имя и положение в обществе обеспечивали ему завидную участь при любой власти. Однако, он все равно . рисковал – не для выгоды, а за правду. Вел, ка теперь скажут, «патриотическую войну» с позиции силы.
Что ни говори, а Земпахскую битву не возможно представить без согласия «хозяина и хранителя Берна».
Хоть он сам и оставался защищать свою вотчину, но сколько солдат снарядил, организовал, отправил в сторону Люцерна.
Есть косвенные упоминания про участие близких родственников Отто фон Бубенберга в битве. Что ж – это вполне в духе домовенка Берна. Хоть и были пути к отступлению, но всё-таки в этой дьявольски азартной авантюре под названием «война с Габсургами» бургомистр Берна ставил на карту всё: своё имя, репутацию, владения, будущее рода. Как бы ни были надежны «человеческие взятки» в виде аббатисс-настоятельниц монастырей из рода Бубенбергов, кастелянов крепостей, нотариусов, фогтов и приставов, бродячих рыцарей-наёмников и первых в Европе студентов университетов, мужей овдовевших графинь и воспитанников в благородных домах габсбургских вассалов — всё равно в эпоху великих возможностей, коей стал конец 14 столетия для Швейцарской конфедерации, вся ответственность за судьбу Берна и клятвенного союза была на нём. Что бы там ни постановили советы, о чём бы ни сплетничали торговки и не болтали крестьяне, последнее слово оставалось за бургомистром. Если бы попался чувак с менее крутым характером, или без гордости и мозгов, ничего бы не вышло из швейцарского бунта. Ведь габсбургоской армии боялись. Это же нужно было так психологически подготовить своё войско, так настроить непримиримо и патриотически, чтобы в момент боя воины ослепли, не замечали сияющих лат и громких титулов австрийцев, чтобы они пошли и подняли на свои штыки и копья знаменитую на весь мир конницу?! Ведь до них этого не делал никто…
Отто Бубенберг не заслужил даже собственной страницы в немецкой Википедии, хотя сделал так много на военно-политической арене региона. Но живые восхваляют его потомка Адриана только лишь по той причине, что он заказа собственную хронику, да ещё вошёл в повествование Шиллинга о Мюртенской битве.
Так несправедливо, но ничего не изменить.
Остаётся лишь любоваться на фрески в их многочисленных бывших замках, часовеньках, и на фамильные гербы. Кстати у Бубенбергов герб – серебристо-лазоревый щит с алмазной звездой в верхней части. Я обратила внимание на то, что швейцарскому нобилитету вообще свойственно наличие квадратиков (будь то плиточки-прямоугольники, или алмазы-ромбы, или объемные звезды) в качестве геральдических символов. И это вовсе не от недостатка фантазии. Наоборот, что-то в этом есть глубоко-стильное и объединяющее, уравнивающее нобилитиет.
Возвращаясь, к «главной теме выпуска» — с высокой долей вероятности можно утверждать, что представители рода фон Бубенбергов, затеявшие и раскрутившую всю эту интригу с независимостью кантонов от Габсбургского сузеренетета, участвовали в Земпахской битве. Однако, дальнейшая завоевательная политика (и немного — опасения кровной мести) требовала конфиденциальности и сокрытия имен рыцарей. Отто фон Бубенберг – глава графского дома – выполнял обязанности мэра и защищал город во время сражения.
В рубриках: Швейцарская Конфедерация | Комментировать »