23.04.2024

Бошмачная археология

24.02.2010 Nadin

    О том, что в 14 веке мужчины и женщины носили тюфли одинакового фасона, говорилось уже не раз, и всё же не верится, особенно, когда рассматриваешь отдельные дошедшие до наших дней интересные «экземпляры»:

    Вот стоит перед нами фламандский сапожок на кожаных пуговках: вроде и определнный изыск в нём есть, а с какой стороны ни глянь – всё кажется, что его носил непременно мужчина, сильный, уверенный в себе, напористый – об этом и сгибы, и вздернутый к верху носок говорят. Невозможно даже себе представить, чтобы в такой обуви ходила хрупкая дама… впрочем, если не было никаких других бошмаков, обувались в такие(?).

Или вот ещё модель сохранившихся тапочек из «Музея Лондона» середины-конца 14 века:

      Ни дать – ни взять крестьянские… Грубоватые, на толстой подошве, без всяких финтифлюшек, то есть украшений. Строгая мужская обувка для небогатого человека. Кстати именно эти бошмаки чаще всего воссоздают реконструкторы – тому есть несколько причин: во-первых, ботиночки невероятно удобны и практичны как для битвы в бугурте, так и для хождений по росистым травам от лагеря к лагерю в предрассветную пору – не промокают и всё тут! Во-вторых, сделать их вовсе нетрудно: нужна кожа (её купить по газетным объявляшкам, или на рынке, или в стандартном магазине «Меха-кожа» — невеликий подвиг), + достаточно простая выкройка (даже без специальных навыков вы сможете вырезать из бумаги и сложить ботинок, потренируетесь чуть-чуть на ткани, и уже отточив до совершенства технологию, сделаете из кожи), +толстые, провощенные воском нитки и цыганская иголка – вот и всё, что нужно для изготовления историчной обуви. В-третьих, эти черевички – исторически обоснованный «эконом-вариант» для студентов и тех, кто не слишком загоняется костюмом, а вместо этого инвестирует в доспех.

Вобщем, такими ботиночками на английский лад стандартно обзаводятся новички, когда собирают свой первый комплект, в спешке готовятся к первому своему фестивалю. Это уже потом, имея за плечами выслугу по мероприятиям, к вопросу выбора обуви начинают подходить более осмысленно, и первое, что усовершенствуют в уже «работающей схеме» изготовления черевичек – добавляют ремешки с литыми металлическими пряжками, такими, например, как на этом голландце конца 14-го-начала 15 века:

Впрочем, это если повезет, а бывает, что и наоборот – замарав свои ненаглядные любимые-единственные, своими ручками смастеренные тапочки в фестивальной грязи, люди приходят к вполне логичному выводу, что надобно 1 парадно-выходные сандалики иметь и 1 обычные. А потому садятся на скорую руку сделать «что-нибудь попроще» на матер вот этих пуленов из Лондона 14 века.

У меня одно время было, кажется, 4, или даже 5 пар сразу – хоть по 2 раза на день меняй, но как-то не срослось – не заладилось ходить во всём этом разнообразии – раздарила, износила, истратила, оставшись при своих самых первеньких, беленьких и любимых.

     Хотелось, конечно, итальянские пулены с экзотическими, каких сейчас не делают, длинными носами. Но, к сожалению, эта находка датируется 15-м веком, за грань которого я стараюсь не выходить. Вот кстати ещё 1 сандалики, тоже 15 век, тоже Италия, но менее женский вариант )))

      Ладно, не буду даже мечтать, да и слащаво слишком. Куда как суровее выглядят баварские полуботиночки, обитающие ныне в Нюрнберге, да и век подходящий 14-й, когда практичность всё же значила поболее, чем красота и изящество.

    Впрочем, и самою красоту до конца ведь тоже отвергать нельзя. Ещё подумаете, что в 14 веке носили одни только грубые лапти. Нет! Бошмачная археология отыскала для нас истиные произведения модного искусства с тиснением и прорезкой, украшающих ботики. Посмотреть в живую на это чудо 14 века можно всё в том же «Музее Лондона«, да ещё на этой вот фотографии, добытой из альбома Дж.Хоквуда — самого известного мастера реконструкции средневековой обуви:

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Обувь | 2 комментария »

2 комментария

  1. KyKa пишет:

    Полезный обзор!
    Всегда рад получать RSS-извещение об обновлении в вашем блоге 🙂

  2. ФРа пишет:

    Ахаха, а где здесь Италия, позвольте уточнить? Я вот виже Лондонский музей и под ним экземпляр из Музея Виктории и Альберта, найден ксати в Толедо, если мне память не изменяет это Испания, ога :)))

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.