25.04.2024

Битва при Кантурино, 1363 г.: про доспехи, гордость и непостоянных венгров

15.02.2014 Nadin

Как часто в ИСБ сломанный доспех становится причиной поражения бойца и даже его пятёрки. Всё это, конечно, очень печально, трагично, драматично, но всё же не настолько, как в битве при Кантурино, когда срубленная неизвестным пехотинцем третьего ряда заклепка на шлеме Конрада Ландау привела к блестящей, неслыханной победе Монферрата и «Белого отряда» и стала одной из самых дорогих зарубок на прикладе Джона Хоквуда.

А начиналось в апреле, в противоречивой солнечной стране Италии, где Пиза и Милан в очередной раз не смогли договориться по своим торговым делам и прибегли к помощи наёмников, которые должны были на языке стали и крови довести до сведения оппонентов доводы сторон.
Джон Хоквуд тогда только начинал своё д1победное шествие по Европе во главе недавно созданного им, да ещё Альбертом Штерцем «Белого отряда» — банды, в которую вошли немцы, англичане, венгры, итальянцы и прочие искатели военного счастья и трофеев без национальности.

Ну а Ландау знали все. Он руководил непобедимой Грандкомпанией – самой страшной силой в регионе, одно имя которой, произнесенное вслух, наводило ужас и делало более сговорчивыми соседей всесильного Милана в общем и Висконти в частности.

Но впрочем, если бы Ландау больше верил в знаки и предначертания, д4может, всё сложилось бы по-другому…
Первой ласточкой стало не укладывающееся в голове кондотьера старой закалки заявление венгерских пехотинцев Грандкомпании о том, что они в битву не пойдут. На вопрос «почему?», венгры потупили глаза и начали мямлить что-то вроде: «Мы не будем сражаться против своих земляков». Тут выяснилось, что в состав войска Хоквуда также входят венгерские наёмники. Ну входят и чёрт бы с ними?! Нельзя же так кидать, подставлять в последний момент камрадов!!! Ведь выходит же, что пока в Грандкомпании нужно было просто числиться, вести разгульную разбойничью жизнь, венгерские наёмники не возражали ни против чего, а как только запахло жареным – сразу в кусты. И никакие уговоры не заставили их изменить своё мнение.

Ландау был истинным немецким графом, д5с присущим ему чувством гордости и скрипя сердцем, он всё-таки решил сражаться в меньшинстве, рассчитывая за счёт опыта и личной доблести добиться разгрома армии Монферрата. С речью, полной мужества и вдохновения, он обратился к верным швабам в своём строю. Ну и германские наёмники не подкачали, криками одобрения и решительности они приветствовали своего храброго. С такой поддержкой море по колено! – решил Конрад, а потому скомандовал своим рыцарям спешиться, и сам во главе войска пошёл вперёд на прорыв.

Я вот тут совсем недавно писала про скульптуру этого рыцаря – вы видите, что на ней он изображен вооруженным до зубов псом войны. Таким он и был в глазах современников. Практически неуязвимым и недосягаемым Тони Старком 14 века.

Конечно, народ стоял за него горой. Ломанулись резво, стали прорубать строи и шеренги, углубляясь с каждой секундой. Хоквуд, видя расклады, тоже приказал спешиться своим всадникам и направил их в гущу событий. А Ландау тем временем с несколькими своими самыми близкими друзьями шёл на острие атаки, месил людей, их доспехи, щиты, оставляя за собой горы поверженных противников, как вдруг…
д3
Один точный, случайно-нечаянный удар топора срубает ему застёжку шлема, а осколок древка, разбившегося о стальной шлем, попадает в лицо. Ландау жив, но «частично вышел из строя». Не видя полную картину, различая только кровь на лице командира, его баннерет опускает штандарт.

И всё! Паника! Графа убили!

И торжествующий рёв со стороны врага, вначале слегка напуганного таким рьяным напором Грандкомпании.

Стихийность, неопределенность и суматоха на поле боя были в тысячу раз сильнее, чем в наших бугуртах. У нас-то ведь не режут и не убивают, а там всюду трупы знакомых и отрубленные конечности друзей.

В общем, посчитав, что предводитель мёртв, воины Грандкомпании отхлынули.

Ну а «Белый отряд» торжествовал, празднуя первую свою значимую победу, о которой маркграфство Монферрат, быть может, даже и не мечтало, нанимая на службу кондотьеров Хоквуда, ведь Милан был не досягаем по военной и экономической мощи. Пиза защищалась, почти безнадежно и не веря в возможность чуда, которое ей подарил ещё совсем недавно английский портняжка, а с этих пор Джованни Алькутто (что означает «крутой») – так по-итальянски звучало Джон Хоквуд.
д2
В русскоязычной литературе про эту битву не пишут, да и на западе упоминают только в контексте смерти Конрада фон Ландау и примера позднесредневековых спешиваний и истории кондотьеров, но я всё-таки здесь на страничках её оставлю, как пример того, что вся сила – в команде. «Белый отряд» был новым, замотивированным объединением. Им нечего было терять. По духу они победили при Кантурино. Венгры Хоквуда даже и на секунду не вознамерились уйти с поля боя, чтобы предупредить братоубийство, как это сделали их земляки со стороны «Великой компании». Одни упрекают Конрада фон Ландау в гордости – что он не стал унижаться-упрашивать дезертиров. Но что вы хотите от чрезмерно благородного графа? Заискиваний? Компромиссов?..

Когда золотой штандарт с тремя парами алых оленьих рожек опустился, и трубачи протрубили отступление, когда ряды миланских наёмников откатились, словно океанские валы, и Конрад остался практически один, раненный в тылу неприятеля. Даже и тогда гордая немецкая кровь ни на секунды не взмолила о пощаде, на которую мог рассчитывать потенциально один из богатейших пленников в мире. Ландау встал, превозмогая боль, и ринулся к толпу врагов, чтобы там в жарких объятьях ближнего боя найти свою смерть.
д6
Жил как настоящий рыцарь и умер как рыцарь – гордый, непреклонный и не побежденный.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Тактика | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.