28.03.2024

Берфруа

09.12.2009 Nadin

    Берфруа, или осадные башни находили применение на протяжении всего периода Средневековья. Идея состояла в том, чтобы создать огневую позицию на уровне крепостной стены противника, чтобы можно было бы эффективно обстреливать врага на этапе приближения осадной башни к замковому укреплению, и высадить десант по мостикам на стену, когда процесс сближения закончится. Впрочем, не всегда берфруа использовались по прямому назначению – иногда они только отвлекали внимание, чтобы саперы смогли закончить свой подкоп.

     На осадные башни могли дополнительно устанавливаться тараны, катапульты, мангонели и прочие нетяжелые машины – но опять же, главная функция этих штук – доставить в целости и невредимости на крепостную стену отряд пехоты.

      Обычно башни имели многоуровневую структуру с множеством лестниц внутри и мостиков выхода на стену снаружи.

     Чтобы хитрые враги не подпалили берфруа, как только заметят её на горизонте, вся деревянная конструкция была надежно спрятана под шкурами животных, листами железа. Плюс внутри имелись ёмкости с водой для того, чтобы в случае возникновения пожара, залить его.

      Строились такие башни в отделении от осажденного замка и потом подкатывались либо по специальной насыпи, либо дорожке, выложенной досками.

      Чтобы берфруа начала двигаться, её либо толкали/тянули веревками – но это было очень опасно – элементарно, всех бурлаков, тащащих «что-то неведомое-опасное», могли перестрелять от греха подальше обороняющиеся.

    Второй способ – более технологичный – двигать башню с помощью механизмов ворота и шкива (коротко описывались в предыдущих статьях этого раздела).

      Строились берфруа обычно из подручного материала (леса, либо даже частей кораблей). Иногда, очень редко, но такие случаи тоже задокументированы – осадные башни доставляли в разобранном виде к месту сражения, где отряд умельцев их в короткие сроки собирал до боевой готовности.

  •       Уже в 885 году викинги при осаде Парижа применяли крытые осадные башни на 16-ти колесах каждая.
  •       Башня Хаиме Арагонского при штурме Мальорки имела съёмные заграждения, несколько платформ.
  •      А башня осаждающих Лиссабон в 1149 году имела итого 29 метров высоты!

       При том, что берфруа, в принципе, не были идеальным оружием: они могли

  • застрять по дороге,
  • сгореть,
  • быть захваченными отрядом штурмовиков противника,
  • не говоря о банальных несчастнвх случаях, один из которых произошёл с братьями-меченосцами во время их Крестового похода в Прибалтику , огромная осадная башня которых попросту перевернулась от сильного порыва ветра.
RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Осадные машины | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.