Беренгария
18.12.2013 NadinВсе слышали эту историю,
но мы расскажем её по-другому.
Единственный прижизненный портрет Беренгарии открывает нам темноволосую и черноглазую гордую испанку. А менестрели воспевают её как «изящную и благоразумную», которую очень «ценил и почитал» её муж-король Ричард Львиное сердце…но тем не менее игнорировал, обижал холодностью и оскорблял предпочтением других женщин. Почему?
Этот вопрос нас отсылает к легенде о судьбоносной буре, в которой погибли все королевские корабли, сопровождавшие принцессу Наваррскую по пути её следования к Ричарду, все, кроме одного единственного судна Беренгарии – оно тоже сильно пострадало, но всё-таки сберегло жизни невесты и ещё сестры английского монарха, их свиты и команды – люди очутились на Кипре без еды, воды, средств для починки корабля, сильно потрепанные и удрученные, с дурными предчувствиями, не знающие, что их ждёт впереди.
На острове в то время правил Исаак Комнин, принявший титул Деспота Кипра. Его войска из отъявленных головорезов-наёмников боялись все соседи вокруг, и от этого всеобщего панического страха у узурпатора кружилась голова и притуплялся инстинкт самосохранения.
Узнав, что за птички волею судьбы были выброшены на его берег, Исаак задумал потребовать выкуп с английского короля. То была дурная идея, ведь Ричард вложил всё своё золото и захваченные трофеи на военные нужды Крестового похода в Святую Землю. У него не было ни дуката за душой для выкупа ещё даже не жены, а всего лишь невесты, и сестры, уже вдовствующей и носящей чужую фамилию.
Узнав про выкуп, король даже обрадовался – теперь ведь был формальный повод напасть на Кипр и пополнить за счёт богатеев-торговцев собственные запасы «золотишка на войну».
И дело бы ограничилось одним только грабежом, но в истории завоевание Кипра Ричардом Львиное сердце осталось чёрной страницей неоправданной жестокости: поджигали города, убивали всех, в том числе женщин и детей. Это было совсем не в стиле куртуазного крестоносца, а потому некоторые историки усматривают что-то глубоко личное, нервное, кровоточащее в приказах английского короля. Он мстил жестоко и безжалостно. Как может мстить только обманутый в лучших чувствах человек.
Есть мнение, что, узнав о приближении армии англичан, и что никакого выкупа за прекрасную Беренгарию не будет, Исаак Комнин похитил честь невесты Ричарда. А вы ведь все помните по фильму «Храброе сердце» как болезненно англичане относятся к праву первой ночи.
Была ли там любовь между пленницей и Деспотом, или просто нападение на беззащитную деву – кто теперь скажет, да и спустя столько лет это не важно, ведь никто ничего уже изменить не мог: ни Исаак, которому этот поступок стоил трона и жизни, ни Ричард, оставшийся с королевой, но без жены, ни Беренгария – «изящная, благоразумная» роза, рискнувшая последовать за своим будущим супругом на край земли в полный опасностей и неожиданностей военный поход и ставшая жертвой стихии и человеческого зла.
Ричард Львиное сердце разбил врагов и освободил свою сестру и невесту. Тем временем на Кипр стали стягиваться крестоносцы — измученные в долгих странствиях по Сирийской земле воины – они ехали на свадьбу и явно заслужили хороший пир, который бы сгладил в памяти все перепетии войны и лишений. В то же время на короля давила мать и необходимость мира с сильной Наваррой – родиной Беренгарии.
Что он должен был сделать в такой ситуации? Как мужчина он не мог простить Беренгарию, возможно, даже испытывал к ней отвращение, представляя в объятьях другого, но ведь он сам же не уберег, не смог бы уберечь при всём желании, ведь буря и всё такое… Рок… Как король он должен был выполнить договор с испанцами, а иначе можно было ставить крест на походе, в который столько сил он вложил. Наваррцы уже и тогда были известны традициями вендетты — они бы точно ударили в тыл армии короля.
«В воскресенье 12 мая 1191 года в лимассольской часовне Сент-Джордж капеллан Николас обвенчал Беренгарию Наваррскую и Ричарда Львиное Сердце. По этому случаю невеста надела белое платье, её волосы закрывало белое покрывало. Епископ Жан де Эврё короновал её и назвал королевой Англии.»
Пропаганда заботливо скрыла и растушевала по страницам хроник подробности истории принцессы и деспота.
Однако, настоящей женой королю Беренгария так и не стала, проведя остаток своего века в скитаниях по Европе, молитвах и самобичеваниях. У неё не было детей: вначале муж ждал не родится ли ребенок Комнина, а потом окончательно увлекся войной и другими женщинами. Королеве же оставалось смирение и дружба с Иоанной-сестрой Ричарда Львиное сердце, с которой они вместе пережили кораблекрушение у берегов Кипра и плен. Даже после смерти Ричарда, она не вступала в брак повторно.
Удивительно, как всё-таки играет с нашими желаниями жизнь. Король-рыцарь, король-менестрель больше всего на свете он хотел походить на своего кумира Артура. Но любовь Артура к Гвинневре победила неверность королевы, а в реальном, человеческом мире Ричард не смог переступить через несчастье, в котором Беренгария была в общем-то не виновата. Может быть, это потому, что Ричард, в отличие от Артура, не знал, чем кончится глава?
Только старость принесла этой честной и сильной женщине прощение – всё своё нерастраченное тепло она обратила на строительство цистерианского аббатства в Ле Мэн , где и нашла свой вечный покой.
В рубриках: Женщины, Кипрское королевство | Комментировать »