03.08.2020

Аймон Савойский и Иоланта Монферратская, 1370, Швейцария

18.07.2014 Nadin

20Феномен Савойской династии в том, что они очень часто в своей многовековой истории просто уступали спорные замки, оставляя их племяникам, сыновьям, дядьям и так далее, ну то есть реально вдумывались в чужие доводы в спорах и соглашались с аргументами, что вообще редко встречается и сегодн, не то что тогда – в смутные времена интриг всех против всех. И как бы в благодарность всякий раз после подобных уступок судьба дарила Савойским графам ещё более соблазнительные подарки. В них влюблялись женщины, всесильные и влиятельные, которым бы по статусу можно было выбрать кого угодно. Да и мужчины тоже влюблялись, но, конечно, по-другому, давая обеты рыцарской дружбы навека. Порой эти межличностные отношения спасали род от разорений и прочих неприятностей. Например, в трудные времена, когда ну по-любому они должны были расставаться со своими родовыми землями, Савойские графы предпочитали уйти в Крестовый поход, опустошив заначки всех окрестных монастырей в поисках средств финансирования компании, даже погибнуть там (хотя воевали в общем-то успешно), кровью оплачивали долги, которые после их гибели уже никто не спрашивал под впечатлением «заслуг перед Империей».
Фамильным именем графов Савойских можно считать Амадей – во всяком случае оно чаще всего встречается в родовом древе, а если и перемеживается другими типа Пьера и Томаса – то это значит, что наследовали не дети, а младшие братья/дядья/кузены. Пока в роду есть хоть один мужчина, женщины не могли претендовать на наследство – такой был здесь обычай, неофициальный, но неукоснительно выполнявшийся всегда. Весь 14-й век здесь правили по очереди Амадей Зеленый и Амадей Красный – цвета пришлось дать, чтобы не перепутать, ведь у них обоих даже жен одинаково звали Бонами. И только самое начало столетия осталось за Аймоном Великим. Есть предположение, что Айвин Ланнистер был списан с него. Вот про него-то мы и расскажем немножко и про его супругу Иоланту Монферратскую, но не про жизнь – про это вы и в Википедии прочитаете, если интересно, а про надгробия – прекрасно сохранившиеся величественные скульптуры второй половины 14 века.
19
Находится это отреставрированное 12 великолепие в замке Ла Саррезе кантона Во, здесь кстати есть небольшой музейчик с крайне интересной экспозицией, расположенной в аутентичной обстановке под 14 век. Ученые дотируют памятники 1370-ми годами (т.е.примерно через 30-40 лет после смерти графа и графини, здесь с расчётами всё логично и правильно). В принципе, доспехи и костюмы вполне соответствуют этой эпохе. А ещё в них очень чувствуется французское влияние и ещё чуть-чуть итальянское. Судите 8 сами: на рыцаре упелянд типа «Карла де Блуа» только с более отчетливым, оригинальным кроем из вертикальных стеганых полос на груди и горизонтальных ниже пояса. А что? Может, конечно, придумка художника, а может, действительно стильное решение военной моды конца 14 века. Широкий, массивный, рыцарский пояс на бедрах – главный атрибут воина по версии французских скульпторов. Бацинет – прямо как Чубургский по форме купола – вот вам и Италия подоспела. Наверное, шлем подарили родственники жены (она у Аймона итальянка). Отсутствие «интересных» немецких колен – основного атрибута германских надгробий. Здесь просто круглые с ребром по середине, ничего особенного. Ну и кольчуга, перчатки, скорее всего кожаные поножи и стеганный подшлемник – ну это как у всех.
За спиной рыцаря, в небольшой нише стоит ещё одна скульптура, женская. И это чуть ли не уникальный случай изображения женщины на надгробии 14 века на территории современной Швейцарии. Исключение сделали, возможно, из-за того, что Иоланта Монферратская была в какой-то степени знатнееneva мужа, одно время была регентшей, ну и просто его верным союзником на всех фронтах. Её платье имеет строго готический силуэт: узкие рукава на мелких пуговках до локтя, аналогичные пуговки расположены по центру от горловины до самого подола платья. Ну то есть оно расстегивалось, как халат, выходит. От Франции Иоланта взяла лишь головной убор – типичный крузеллер и прическу (косички, уложенные по бокам головы с помощью шпилек и прикрытые покрывалом). Ну и уже не укладывающаяся ни в какие региональные рамки деталь – воротник на пуговках спереди, закрывающий шею и плечи. Мне не встречались подобные элементы одежды ранее 16 века и как раз там в контексте ланскнехтов и швейцарских наёмников. Так что подобный воротник – прям-таки вкусная находка, срочно нуждающаяся в воплощении в жизнь!
Отмечу также, что бросающаяся в глаза многослойность и закрытость женских платьев 14 века на скульптурах и надгробиях – это не от отсутствия вкуса и стремления к красоте, а потому что как-то неприлично на памятнике изображать голые плечи и эротичные вырезы. Мы не знаем, какой верх у платья Иоланты Монферратской и тем более не знаем, каким он был в дни молодости этой стойкой и смелой женщины, так что здесь простор для творчества с поправкой всё-таки на учёт итальянского и французского влияния. Не будем забывать, что по крови она была итальянкой и в дни политической игры мужа вначале Столетней войны состояла при французском дворе.11
Удивительно, как всё-таки тесно переплелись в данных 2-х фигурах веяния соседних с Савоей регионов!
И в заключение — моё любимое размышление на тему «почему именно им и именно здесь поставили надгробие?». Думаю, причина в «договоре об обмене территориями» 1333 г. с южно-французскими графами Графы д’Альбон, который положил конец войне между соседями и послужил предпосылкой для вхождения территории кантона Во в состав современной Швейцарии.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Женский костюм, Картотека комплектов, Швейцарская Конфедерация | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.