25.04.2024

Ад Брейгеля. Безумная Гретта

16.12.2017 Nadin

У творческих людей такое бывает, да и у нетворческих — наверное, тоже. Меня затянула в свой мир эта картина, просто поработила. Она поселилась на рабочем столе моего компьютера, и теперь каждый раз, когда глаза устают от букв и запросов, я замечаю всё новые и новые детали, рассматриваю ад Брейгеля.

«Безумная Гретта» в школе преподносилась как породия, аллегория на жадность, как нечто мерзкое и порочное.

Новое прочтение картины от авторов мультимедийной выставки «Перевернутый мир Брейгеля» говорит в первую очередь о фламандской крестьянской войне 16 века, разорившей города, унесшей жизни мужа героини, её дети умерли от голода, её мир разрушен. Последняя капля — украденная мародерами чугунная сковородка. И всё! Человек слетает с катушек, переносится в ирреальный мир.

«На чугунных сковородках в аду черти жарят грешников. Это они, наверное, забрали мою любимую вещь-последнее, что у меня осталось от счастья. Значит я спущусь в ад, я не остановлюсь ни перед чем!»

Цель ясна. Теперь важны методы. И она снимает с мёртвого солдата кирасу, каску и меч — они пригодятся в борьбе с адовым войском. И идёт на штурм Преисподней!

В школе говорили, что доспехи Гретты — символ её сумасшествия, женщины не носили доспехи. Что весь окружающий её мир монстров и блюющих женщин — это сон, искажение реальности, столь модное в 16 веке подражание аду Босха, но Босх был и правда психом, а Брейгель только подражал, поэтому его ад не настощий. Что Гретта — старуха. Что это символизм, стиль такой, веяние.
В жопу теорию. На самом деле нет ничего логичнее красно-желто-серого фона. Нет ничего реальнее этих выступающих из картины фигур. Столько деталей, точности.
Безумная отвага, несгибаемость воли, несомненность цели.
По силе эмоционального воздействия многократно увеличенная фигура безумной Гретты чем-то сродни Статуе Свободы.
Тот случай, когда в картине скрыта настолько крепкая душевная платформа, что у тебя под ногами начинает качаться собственная, в сравнении — невзрачная и слабая.
И будешь ли ты готов к поединку с истинным искусством, или сдашься сразу — зависит только от тебя. Но если не уверен, лучше не ходи на выставку Брейгеля, или хотя бы подготовься морально к ней: нужны доспехи из дружеского внимания, броня тёплого, уютного мира внутри.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Женщины | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.