25.04.2024

Очки, 14 в.

17.01.2013 Nadin

Если у тебя плохое зрение, и ты носишь очки, выглядеть исторично у тебя не получится с ними никак. И что толку тратить много денег на шелка, красивые доспехи, драгоценные пояса и прочие мелочи, если одна всего лишь деталь перечеркивает весь твой реконструкторский труд и сводит на нет все попытки воссоздания аутентичного образа?

Нужны контактные линзы (хотя бы однодневные для фестиваля), ну или историчные очки.

Благо на наш счастливый 14 век они уже в достаточной степени обоснованы и допустимы, особенно если заявленный регион — Италия, Германия и их ближайшие соседи.

Первым несомненным изображением очков считается портрет кардинала Уго ди
Прованса
, что изображен на фреске в монастыре Сан Николо итальянского города Тревизо в числе серии из 40 портретов самых знаменитых монахов-доминиканцев кисти Томазо Да Модена.

Кардинал пишет. Справедливости ради стоит заметить, что очки в то время использовались исключительно для чтения и написания писем, в них было не принято разгуливать по улицам.

Фреска Томазо Да Модена датируется обчно 1352 годом. Такая точность объясняется упоминанием оплаты мастеру за то, что он закончил портрет в нарративных «бухгалтерских» документах церковнослужителей.

Кстати если брать не картинки, а букавки — то без труда можно найти описания «стёкол для чтения» в уставах Гильдии венецианских стекольщиков, начиная прямо с 1300 года. В основном, они касались строгих предупреждений и штрафов за использование дешевых материалов для изготовления линз (а такой соблазн, сами понимаете, был весьма велик, всвязи с тем, что очки стоили баснословно дорого). Лучшим сырьем, из которого, по мнению средневековых ремесленников, получились стёкла высочайшего качества, был горный хрусталь. Его огранкой занимались преимущественно ювелиры, уже имеющий на тот момент опыт работы с подобными камнями и заданиями. Если мы вспомним Античность, то там в качестве сырья для увеличительных стёкол упоминаются драгоценные камни — чаще других — изумруд, но так как до наших дней не дошло ни одного материального источника, мы всё же не рискнём утвержать, что в Древнем риме люди ходили в очках, хотя примем к сведению подобную возможность.

По всей видимости, больше были распространены монокли и увеличительные лупы (их изображения мы тоже без труда найдёт на фресках в вышеупомянутой церкви Теревозо), так как 1 стекло стоило в 2 раза дешевле, чем 2.

Оправы изготавливались из дерева, рога, кожи, китового уса, черепахового панциря, металла.

Примечательно, что именно монахи ввели в Европе моду на очки, хотя по идее предмет это был явно колдовской, волшебный, не понятно как и за счёт чего работающий. На этот счёт есть одна легенда про библиотекаря-доминиканца, чуть было не отстраненного от службы из-за ухудшения зрения. Так вот он ловко выкрутился из непростой ситуации, когда его собратья стали ему предъявлять, что он пользуется изобретением дьявола: «Лукавый не открывает глаза на Божий мир тому, кто потерял зрение, а скорее мешает тем, кто хорошо видит». Таким образом, очки были в высшей степени реабилитированы (ведь они служили постижению Слова Божия) и вскоре получили большую популярность среди населения вначале Венеции, потом и других городов и стран.

На фестивалях нам встречалось несколько достойнейших реконструкций очков 14 века. Аксессуар редкий и очень яркий.

RSS Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

В рубриках: Аксессуары, головные уборы | Комментировать »

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.